Сообщение
Irena » 07 июн 2018, 23:59
Разнообразные сумбурные мыслИ по разным поводам.
Только что перечитывала "Циклопа" и следом "Алюмена" - и неожиданно обнаружились любопытные параллели, которых раньше я не замечала. Не сюжетные ходы, хотя можно, в принципе, кое-что найти, но проблема отношения к будущему. Вот это вот "ааа, караул, будущее тянет щупальца в настоящее" - читали, знаем. Будущее пугает героев прежде всего тем, что оно - другое. Они всё те же, а будущее - изменилось. Они боятся и не хотят меняться, им и так хорошо, поэтому в непохожем ищут прежде всего страшное. Не пытаются понять, что там, но прежде всего пугаются. Щупальца, видите ли. Мокрецы. Демоны. Чудовища. Лабиринт... Будущего-то еще нет, и если кто-то куда-то тянет щупальца, то это именно настоящее, стремясь неродившееся будущее испоганить по своему разумению. Но это им в голову не приходит. Демоны - не демоны, а музыка, чудовища - шикарная способность к полиморфизму, лабиринт - способности еще более потрясающие... но нет, ожидают только самого худшего. (Меряют по себе? Во что превратили бы ОНИ мир, дай им такую возможность???) И вот маги и Эминент - замечу, не темные обыватели, а образованнейшие представители своего времени - объявляют будущему войну. Им не приходит в голову и еще одна мысль: остановить время всё равно невозможно, разве что для покойника. Потому и умер Фауст, что смерть - единственный способ остановить мгновенье (почему он об этом не задумывался?) Кто эти все борцы? Некромант Талел и его свора покойников; мертвец Эминент, мертвец Чжоу Чжу, поднятые ими утопленники... мертвецы, короче говоря. Мертвецы, воюющие с жизнью - потому что их нет, а она есть. Обидно, однако.
Но, к счастью, в конце концов Волмонтович - или Остихарос - скажет: "Смерть, гэть!" И никуда она не денется.
И еще одно общее: вопрос в том, что такое человек и что - чудовище. Пугает-то их всех в будущем именно "нечеловечность" формы, понять которую они не желают и не пытаются. Люди перестанут быть людьми!!! Караул, опять-таки. Но не потому ли Амброз, заваривший в "Циклопе" всю кашу, перешел в конце на сторону "врагов", что понял вдруг: человек - это не ручки-ножки-огуречик, это нечто совсем иное, и если кто потерял человеческий облик, причем уже давно, то это его собратья по Высокой науке, и отрастающие когти-жвалы-щупальца тут ни при чем. А Эминент - человек ли он? Как говорил по другому поводу профессор Преображенский, ходить на двух ногах и разговаривать - еще не значит быть человеком. Пожалуй, самый страшный мутный лабиринт в "Алюмене" - это то, что варится в головах у Алюмена и китайца. А "чудовища" - они-то как раз добры...
Что же до "Блудного сына" - имеем, значит, космического Маугли. Это не спойлер, оно в аннотации сказано. А ведь один Маугли уже был - Нейрам Саманган. Но там, если я правильно поняла, вообще любопытно получилось: ребенок взрослел как "флуктуация", но оставался младенцем в человеческом теле, то есть, фактически, его "волновой возраст" намного больше "обычного". А в человеческом качестве он рос уже среди людей. Здесь же ситуация совсем иная.
Интересен еще и постоянный интерес флуктуаций к людям - низшей для них, вроде бы, расе: не просто интерес, но явное стремление к контакту. Ибо кажется мне, что человеческие младенцы для них - не подброшенные котята. К тому же меняются формы контакта - "с той стороны" явно пытаются найти способ общения и взаимопонимания.
И еще интересно: антисы - охотники за флуктуациями. То есть попыток контакта и объяснения ни те, ни другие не делали? Ни разу? (Кроме Нейрама - и то не по своей воле и только с одной). Как Геракл, уничтожающий чудовищ? И даже опыт Нейрама никому ничего не сказал?
...Но какой же гадюшник эта самая Ойкумена... впрочем, это с первой книги видно было. Но чем дальше, тем чудесатее.
Да, а еще один космический Маугли был давным-давно - у Стругацких. И ведь сходная несколько ситуация: человеческий младенец, воспитанный нечеловеческой расой с гораздо бОльшими возможностями. Если подумать - его суперспособности вовсе не привнесенные извне, как это кажется в "Малыше": из него, по сути, сделали людена, активировав скрытые человеческие возможности. И можно было бы протянуть ниточку к ВГВ, сравнить, пообсуждать... показать этого Малыша взрослым, наконец: что с ним стало дальше? Но увы. К сожалению, люди Полдня - по воле авторов - относились к люденам, скорее, как маги из "Циклопа", только что уничтожить не хотели. Вроде бы. Но боялись страшно и, вероятнее всего, очень рады были уходу. И расширять контакты, что-то узнавать и сравнивать не очень-то стремились, только если в аспекте "насколько это опасно для нас". Что странно, между прочим, для таких благополучных и давно отвыкших от понятия вражеской агрессии... если описания МП не врут...
Возвращаясь же к "Блудному сыну"... Неожиданно возникают отсылки к "Сильным" - но сложно сформулировать, что именно, кроме разве что горящего времени. И к "Нам здесь жить", где формулировалась гипотеза о том, что реальность, так сказать, "реальная" и мифологическая когда-то сосуществовали, но потом разделились, и все домовые-лешие со товарищи остались "в другом измерении"; а в Городе получился контакт миров. Где-то так, я не напутала? Здесь ведь сходная ситуация. Мир под шелухой - мир давний-давний, когда были бронзовые мечи и гребные галеры, кракены в морях и сатиры в лесах, и боги в небесах, и дэвы-демоны-драконы и прочее по списку. Как-то получилось, что номосы разлетелись, стали планетами и шли по пути прогресса - а этот мир так и остался, каким был. Почему-то. То есть... то есть мир под шелухой тогда - в каком-то смысле прошлое? Хм.
В скобках. А почему среди менталов Ларгитаса нет невропастов?... Разве они не менталы тоже?
Да, кстати о Ларгитасе. Ларгитас боится не непознаваемого - что такое "непознаваемое"? Рано или поздно всё познается. Боится он того, что резко выходит за границы уже познанного. И тут ученые мужи очень красиво становятся в позу "всё вздор, чего не знает ларгитасец". Этакий вариант цивилизационного шока: трудно принять, что известное тебе - жалкая крупица и совсем не обязательно истина. На Шадруване, думается, должны быть в городе посольства других стран, купцы, товары, много чего из-за Скорлупы - не так уж сложно всё это найти. Но куда проще сказать "галлюцинация". У камер наблюдения тоже галлюцинации, надо понимать. Про непрофессионализм исследователей Мондонга вообще молчу. И камни с неба падать не могут. Ибо ваистену. Вот то же самое, только еще хуже: непохожее - значит, не просто страшное, а значит, нету его вообще. То есть - давайте спрячем голову в песок и скажем, что этого не существует.
Пока не пнут коленом в то, что кверху торчит(((
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?