Высшее образование в России. Какие мысли?

Закрытые темы

Модератор: Drakken

Считаете ли Вы, что реформа высшего образования необходима и полезна?

да
13
65%
нет
5
25%
другое (а что именно?)
2
10%
 
Всего голосов: 20

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 14 сен 2008, 22:30

Antipode писал(а):Насколько мне известно, у нас был (да и сейчас есть) немецкий тип образования, по крайней мере в сфере подготовки кадров с технической направленностью- то есть изучается что-то одно, но очень глубоко, и в итоге получается узкоквалифицированный специалист.
С работой системы можете ознакомиться в любом ПТУ
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Antipode
Сообщения: 61
Зарегистрирован: 14 сен 2008, 21:23

Сообщение Antipode » 14 сен 2008, 22:40

С работой системы можете ознакомиться в любом ПТУ


Благодарю за совет. Обязательно ознакомлюсь.
Я люблю людей. Люто и бешено.

Аватара пользователя
Калиф-на-час
Сообщения: 8030
Зарегистрирован: 04 окт 2005, 09:17

Сообщение Калиф-на-час » 18 сен 2008, 13:53

Stasia писал(а):Болонская система - это чисто вузовская фишка.
Заключается в том, что экзаменационная оценка будет зарабатываться в течение всего семестра (а раньше - что, по-другому было?) и складываться из нескольких факторов: контроль номер раз, контроль номер два, контроль номер пять, присутствие на лекциях, ответы на семинарах - везде баллы. Скажем 50 можно набрать в семестре - если все вышеперечисленное суммировать. И 50 остается собственно на экзамен.
Чем, скажите мне, кроме лишних бумажек, отличается данная система от нашей прежней? Тем, что необходимо подсчитывать коэффициент, переводя баллы в традиционную оценку? :x
Это не чисто вузовская фишка. Цель - снизить необъективность и предвзятость оценок преподавателей...

И как всякая реформа, она будет устаканиваться несколько лет... 10-15-20, чтобы определить её полезность и жизненность...

Если о нужных и важных реформах в области преподавания... Ваще надо людей проверять на то, могут ли они быть допущены к юношам и девушкам в принципе, или им тока с бумажками да компами работать, например... или с чертежами... или с прочими цифирями...

Так что через психологов и психиатров нужно на работу брать... Ну и з/п уровня советских времен платить... А столько специалистов с высшим реально не нужно, потому ужесточить вступительные, прекратить принимать тех, кто не соответствует... Оплату повысить и т.д. и т.п.... А ещё запустить на полную мощность заводы и фабрики и прочие комбинаты! :boss:

P.S. Тому образованию, что есть сейчас, чуть ли не любая реформа будет полезна и необходима, потому что щас образования как такового нет, у вузов ваще другие цели, задачи и интересы (((
...Засыпаю, и мне снится Пушкин.<...>Я бегу к нему, кричу. Он<...>посмотрел, поклонился и сказал: «Оставь меня в покое, старая б... Как ты надоела мне со своей любовью».
©ф.раневская

tosmile
Сообщения: 250
Зарегистрирован: 26 апр 2007, 15:59

Сообщение tosmile » 18 сен 2008, 16:50

А столько специалистов с высшим реально не нужно, потому ужесточить вступительные, прекратить принимать тех, кто не соответствует...
В наших условиях такое неосуществимо в принципе, при снижении количества мест в вузах перспективные абитуриенты обязательно окажутся за бортом. Деньги и связи все равно пропихнут посредственностей.
А ещё запустить на полную мощность заводы и фабрики и прочие комбинаты!
Вот это задача номер один, но пока мы продаем много нефти и много газа производить что-либо на территории России невыгодно, нужна серьезная проработанная экономическая политика, защита внутреннего производителя при сохранении конкурентной среды. Как вы думаете, сегодня это возможно?

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 18 сен 2008, 18:32

Цель - снизить необъективность и предвзятость оценок преподавателей...


Калиф, вопрос. А надо ли ее снижать? В конце концов - на работу принимают не по анкетно-дипломным данным. И оценки в табеле сильно большой роли таки не играют. А решает все вообще личное собеседование. В приличных организациях. Чистейшей воды субъектив.
Преподы - это те же люди, с которыми надо научиться налаживать контакт. Потому как изначально каждый из них настроен к студенту совершенно нейтрально. И как он к студенту отнесется - зависит лишь от сего последнего. Если хамить и прогуливать пары - то да... Но кому нужен будет такой работник? :)
Вот по поводу принятия на работу на базе определенных психхарактеристик - согласна. Но тогда и зарплату повышать придется до небес. Потому как у нас даже преподами в вузы перспективная молодежь не идет... Если только кто сурьезно на кандидатскую настроился. Но ведь это тоже не выход. Есть те, кому только бумажки и научную работу можно доверить, а есть те, кто должен заниматься образованием. С этого и надо начинать реформу...
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
tem
Сообщения: 3059
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 19:02

Сообщение tem » 18 сен 2008, 18:46

Все таки, по моему, задача высшего образования давать специальность. И здесь вообще говорить о том, что "необходимо налаживать контакт" не приходится (если ты не электрик).

На мой взгляд главная проблема высшего образования в РФ это то, что его нет. Нет научного, нет профессионального образования. Есть какие то единичные случаи преподавателей, которые спрашивают со струдентов все, что положено (за что студентами ненавидимы лютой ненавистью).
Какое бы то нибыло у нас образование - коррумпированое или нет, но на выходе не специалисты, а пшик. Я еще могу поверить в то, что какая то часть студентов после диплома готова учится работать, но в подавляющем большинстве их приходится учить специальности с нуля.
Конечно, есть такие специальности (врачебные, например) где волей-неволей приходится учится. Но заметьте, что очень часто говорят "ой как тяжело учится на медика"... А на кого то другого легко? Что за бред? Просто на медика нельзя не учится... вот и приходится.

Мое мнение - высшее образование должно стать высшим. А, простите, закончить техникум - это тоже достижение. Причем иногда большее (снегодня) чем иной ВУЗ.
Нынче ветрено и волны с перехлестом

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 18 сен 2008, 19:09

закончить техникум - это тоже достижение. Причем иногда большее (снегодня) чем иной ВУЗ.

И поэтому техникумы начинают закрывать... чтоб не было достижений.
И весь этот поток хлынет в вузы. А среди них не только хорошие и старательные ребята, но и те, кого метко называют "пэтэушниками" (простите, если кого-то обидело данное слово , не имелось в виду место учебы, скорее стереотип поведения, негативная коннотация, так сказать). И вузы, и так - ну согласна, согласна, не справляющиеся на данный момент со своей задачей (в том числе и меды, Тем, увы...) в силу общего снижения потенциала студентов и степени заинтересованности сих последних в учебе в том числе, вынуждены будут еще снижать планку.
задача высшего образования давать специальность. И здесь вообще говорить о том, что "необходимо налаживать контакт" не приходится

Поймите меня правильно - я не принижаю роли знаний, умений и навыков, сама в институте училась, училась, училась... Но социализация не менее важна. В тех сферах, где придется ладить с людьми. Если учишься на инженер-конструктора - да хоть вообще говорить не умей, главное, чтоб у тебя самолеты летали. А если на педагога? А на того же врача? Пиарщика, переводчика, психолога, юриста? просто необходим баланс между тем и тем. Вот его-то, к сожалению, у нас нет.
И практика. Производственная практика, которая была в советской системе образования, а теперь ушла куда-то.
хм... лютой ненавистью, говорите... вот ведь, надо запомнить. :)
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
Лиходей
Сообщения: 1787
Зарегистрирован: 21 янв 2008, 06:54

Сообщение Лиходей » 18 сен 2008, 19:26

Хе-хе, хорошая тема.
На данный момент я нахожусь в очень интересном положении - я уже четыре года работаю по специальности, на которую учусь (инженер АСУ) и могу на практике оценить то, как учат и чему учат.
Так вот, в том ВУЗ-е в котором я сейчас обучаюсь, процесса обучения студентов НЕТ. Есть его имитация.
Начну с того, что по специальности предметов мизер - социология и психология, несомненно, хороший и нужные предметы, но только если даются не в ущерб специализации. На данный момент в вузе есть пара профессионалов, которые когда-то имели дело с системами управления на практике, но из-за возраста(обоим за пятьдесят) они уже не знают новых систем и не могут о них рассказать(на переобучение, разумеется, их никто не отправляет). Все остальные преподаватели дают предмет исключительно по учебникам, сами они эти системы руками никогда не щупали, и мне иной раз трудно сдержать смех слушая что они нам рассказывают.
95% процентов предметов представляют собой чистую теорию, которая, как известно, без практики мертва. Я вам поклянусь всем чем угодно, что один день практического изучения системы управления технологическими процессами позволяет узнать об этих системах столько же, сколько ты узнаешь за полгода теории! Технарь не может обучаться только теоретически! Где это видано - инженер-электронщик на пятом курсе ни разу не брал в руки паяльника? :shock:

Но это все присказка. Главная проблема моего ВУЗ-а в том, что от студента вообще не требуют знаний! Для получения оценки "удовлетворительно" достаточно регулярно ходить на лекции! Четверку можно получить выучив основные определения!
Для пятерки в большинстве случаев достаточно вызубрить лекции, не вникая в суть - естественно что через два-три дня зазубренное вылетает из головы, и студент в лучшем случае сможет вспомнить пару-тройку определений из целого курса лекций.
Но и это еще не все! Почти любую оценку можно получить, просто заплатив деньги! По ВУЗ-у практически гуляет "прайс": этому преподу за зачет нужно заплатить 1000 рублей, этот поставит четверку за 3000 рублей, а этому достаточно поставить бутылку и поговорить за жизнь...
Естественно, что такое отношение сильно расхолаживает даже тех добросовестных студентов, которые желают учиться. Первое время многие просиживают часами в библиотеках, посещают все лекции и лабораторки, но когда видят, что однокурсник Вася, который весь курс бухал, гулял и щупал девочек в ночных клубах, получает ту же оценку что и он, естественно, мотивация к обучению падает очень сильно.
В результате, на моем пятом курсе из дюжины студентов к самостоятельно работе на моем, к примеру, предприятии не готов НИКТО. Недавно к нам пришел парень с дипломом моего ВУЗ-а, который не смог опознать транзистор вживую (я уж не говорю на схеме). Всех новичков приходится тупо учить с нуля. Так спрашивается - а нафига вообще нужно такое образование?
Пишу роман, нуждаюсь в критиках и бета-ридерах.
https://lit-era.com/stepan-lihodeev-u27325
Жанр: НФ, боевик, постапокалипсис.
Название: Вторжение, враг неведом.

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 18 сен 2008, 20:00

Болонская система - это чисто вузовская фишка.
Заключается в том, что экзаменационная оценка будет зарабатываться в течение всего семестра (а раньше - что, по-другому было?) и складываться из нескольких факторов
Интересно. Я не знаю, какая система в Израиле - но тут так: посещение лекций вообще никто не проверяет, главное - контрольные писать и работы сдавать; да и это - влияет на результат экзамена только в сторону ПЛЮСА! То есть если ты ничего не делал, неделю лихорадочно учил и сдал - на тебе твой балл; а если у тебя на экзамене что-то не сошлось, то добросовестная работа в течение семестра будет тебе "соломкой" и подтянет суммарный балл на сколько-то. По-моему, достаточно разумно.
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Nick 'nVr'
Сообщения: 815
Зарегистрирован: 05 авг 2007, 20:21

Сообщение Nick 'nVr' » 18 сен 2008, 20:02

С программистами ситуация примерно та же, что у Лиходея с АСУшниками. Хорошо, если после выпуска человек хотя бы будет знать, как и в каком направлении следует заниматься самообразованием.

Были у нас преподаватели, которые подрабатывали преподаванием, при этом работая по специальности. Они в общем-то были единственными, кто мог дать реальные знания. Но на не желающих учиться они сразу ставили крест - отбудешь номер, получишь уд. и гуляй. Жаль только, лекции читать им не доверяли :(

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 18 сен 2008, 20:15

Nick 'nVr', Лиходей - все более чем знакомо. За тем исключением, что нас в нулевых годах учили технике девяностых, для исторической справки рассказывая о 80-х. И что я делаю на заводе? Присобачиваю компьютеры к станкам семидесятых. :)
Так что умом нас не понять, ребята. Смеяться право не грешно...

Но вот хотя бы с коррупцией что-то делать надо. И повышать престиж пэтэушников.
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Лиходей
Сообщения: 1787
Зарегистрирован: 21 янв 2008, 06:54

Сообщение Лиходей » 18 сен 2008, 20:33

Надо тупо прошерстить все наши ВУЗ-ы и оставить несколько десятков по-настоящему серьезных, а все остальные понизить до статуса колледжей(то же ПТУ но звучит круче :D) или вовсе разогнать.
А вообще, начинать надо со школы. Вот где ужас, мор и тьма египетская творятся...
Пишу роман, нуждаюсь в критиках и бета-ридерах.
https://lit-era.com/stepan-lihodeev-u27325
Жанр: НФ, боевик, постапокалипсис.
Название: Вторжение, враг неведом.

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 18 сен 2008, 20:37

То есть если ты ничего не делал, неделю лихорадочно учил и сдал - на тебе твой балл; а если у тебя на экзамене что-то не сошлось, то добросовестная работа в течение семестра будет тебе "соломкой" и подтянет суммарный балл на сколько-то.

Это если лекционный курс. Если практический - сложнее. Тут волей-неволей приходится работать в семестре. Чтобы получить допуск к экзамену. Так вот теперь собираются сделать этот допуск ПО ВСЕМ дисциплинам - т.е. если у тебя в семестре меньше какого-то балла, не допускаешься до экзаменов.
Добро бы еще по профильным предметам. Но по всевозможным КСЕ (если кто вуз заканчивал давно, расшифровывается Концепции современного естествознания и заключается в том, что студентам-гуманитариям в течение семестра читают лекции о принципах работы синхрофозотрона и влиянии никотина на прыгучесть зайца)!!! И кстати, это тоже часть реформы - даешь широкого специалиста!

Или по уже упомянутой педагогике для технарей... Если я не ошибаюсь, студенты ноют на эту тему последние года три-четыре, да?
Ну, если уж так глобально - школа и так далее. То начинать надо с семьи... :(
Последний раз редактировалось Stasia 18 сен 2008, 20:45, всего редактировалось 1 раз.
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
Лиходей
Сообщения: 1787
Зарегистрирован: 21 янв 2008, 06:54

Сообщение Лиходей » 18 сен 2008, 20:45

"Широкий специалист" это что еще за зверь? :o
Если я иду в ВУЗ, чтоб быть энергетиком, выучите меня физике, математике, электротехнике так, чтоб от зубов отскакивало! Чтоб я, только выйдя из ВУЗ-а, мог уже хотя бы в электросхеме разобраться и ее суммарное потребление рассчитать! Все остальные психологии и педагогики можно вставить в качестве факультативов - кому интересно, тот пойдет и просветится, а кому пофиг, тот и из-под палки всю эту мутотень учить не будет.
"Широкий специалист" это по-старому "Верхушечник" там нахватался, здесь что-то знает, а стоит копнуть поглубже - ноль. Нынешняя цивилизация генерирует столько информации, что нормальный человек и миллионной ее части охватить не сможет. Так может, лучше, пусть будут узкие спецы?
Пишу роман, нуждаюсь в критиках и бета-ридерах.
https://lit-era.com/stepan-lihodeev-u27325
Жанр: НФ, боевик, постапокалипсис.
Название: Вторжение, враг неведом.

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 18 сен 2008, 21:02

Так может, лучше, пусть будут узкие спецы?

А они и были. Когда я училась - у нас из "левых" предметов была только культурология да философия... А, политология была, история России и ... психология с педагогикой, кажса... или педагогическая психология, не помню. Все это уместилось в два первых курса, а на старших нас не отвлекали уже ничем - тока свое родное
романо-германское бяко... Сейчас на РГФке учится двоюродная сестренка. У нее, кроме упомянутого КСЕ, есть :
- анатомия и физиология
- основы менеджмента
- информатика и ВТ (они учат бейсик, да-да... Лих, мож, тебе туда перебраться :) )
- правоведение
- математика
И это только навскидку...
Дальше она еще не доучилась, но их пугают, что со следующего года введут два новых курса. Не иначе, как электротехнику и генетику... :x
По мне, чем такая реформа - лучше никакой...
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
Sheba
Сообщения: 1545
Зарегистрирован: 26 апр 2008, 19:27

Сообщение Sheba » 18 сен 2008, 21:14

Менеджмент, филологам?!! :shock:
В принципе есть гуманитарные предметы которые важны для каждого человека, чтобы он, так сказать, в зрелую жизнеспособную личность мог вырасти. Только вот когда это мешает знать свою специальность, это уже не дело. А то у нас от предмета "Монтаж и эксплуатация ЭУ" осталась только эксплуатация...
Кому нужно столько плохих проектировщиков?

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 18 сен 2008, 21:28

Если практический - сложнее. Тут волей-неволей приходится работать в семестре. Чтобы получить допуск к экзамену.
Нет, вот этого нет. Только записаться надо на экзамен заранее. И в принципе, как я посмотрю, поскольку даже отличники не на 100% уверены в себе, большинство "волей-неволей работает", зарабатывая эту самую "соломку" :)

что студентам-гуманитариям в течение семестра читают лекции о принципах работы синхрофозотрона и влиянии никотина на прыгучесть зайца)
Маразмий... Лучше б уж тогда технарям читали лекции о том, что Рафаэль - это не испанский певец 70-х, а вовсе даже итальянский художник черт-те какой древности... :?

анатомия и физиология
- основы менеджмента
- информатика и ВТ (они учат бейсик, да-да... Лих, мож, тебе туда перебраться Улыбка )
- правоведение
- математика
Маразмий, чесслово :( Трата времени и сил с обеих сторон.

Кстати, в российских вузах система, как и раньше: расписание занятий по школьному принципу?
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 18 сен 2008, 22:56

В основном - да. Пара - перемена, пара - перемена. Но на это никакая реформа не покушается.
Равно как и на социальное обеспечение студентов и преподавателей. Равно как и на литературу. Равно как и на пересмотр курсов с учетом новых условий... Я уже который год добиваюсь от руководства, чтобы так называемый "машинный перевод" убрали из программы, они семестр на него убивают!!! А толку - любой студент расскажет преподу по информатике, как пользоваться абби-лингво, промт и традос... в четыре раза больше, чем тот себе воображает.
Зато курс перевода деловых бумаг и официально-деловой переписки по-хорошему следовало бы выделить из общей практики перевода... учитывая объем информации...
Эх, да что говорить... У технарей ситуация еще хуже, особливо где с новыми технологиями связано, достаточно посты почитать было. Но у нас реформируют все, что угодно, - только не то, что надо бы...
Не содержание - а форму. Как всегда. :(
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
Лисица
Сообщения: 7640
Зарегистрирован: 13 сен 2006, 13:01

Сообщение Лисица » 18 сен 2008, 23:30

Одна "двойка" - пересдача, две - отчисление.

Угу. У меня тоже самое было. правда, было одно но- один раз в год по одному предмету после 2 двойки можно было комиссию требовать- но комиссия это комиссия-там тебя одного устно 5 человек по всему материалу гоняют....
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 18 сен 2008, 23:31

Stasia, я имею в виду - у нас расписание студентам давали, общее и обязательное для всех. А здесь каждый себе выбирает предметы в удобном для себя количестве и порядке. То есть известно: чтобы получить степень - надо набрать столько -то баллов (каждый курс, то есть предмет - не помню сколько, но в целом нужно взять 20 с чем-то "курсов".) Известно, что, как минимум, нужно изучить это, это и это, и что предмет А нельзя брать до того, как изучишь предмет Ы. А дальше - сколько предметов, каких и в каком порядке ты берешь на семестр, решать тебе (в заданных рамках): хоть десять лет сиди, если есть такая возможность, хоть за год всю науку превзойди, если ты такой гениальный. И в какую группу к какому преподу записываться - тоже выбираешь, строишь расписание, как тебе удобнее. Мне нравится.
Кстати, не знаю, как у гуманитариев, но у "технарей" устных экзаменов нет вообще.
И еще экзамен можно пересдать, если оценка не нравится. Два или три раза. Правда, в зачет идет последняя оценка, а не лучшая из двух, так что риск есть.
И курс повторно можно взять.
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Ответить

Вернуться в «Кабинетный архив»