SuperBrat писал(а):Надеюсь, вас не слышат сейчас газовики и нефтяники. Добывать газ и нефть сегодня - это высокие технологии, сравнимые с космическими. Нужны наукоемкие технологии, новые материалы с НФ-свойствами. "Неразвитой полуварварской" Норвегии приходится иметь дело с добычей сырья в труднейших условиях под присмотром всех европейских "зеленых". Еще примеры "полуварварских" стран приводить?Я тоже живу в "полуварварской" стране, мой друг оператор компьютерных систем на буровой. Как, извините, можно отделить производство высокотехнологичных продуктов от добычи сырья? Почему Европа берет "варварский" российский газ, а не более дешевый африканский или туркменский? Потому что Россия добывает самый лучший и чистый газ для производственных нужд. А они нет, нет у них технологий! Так что, поменьше слушайте "либеральных" преподавателей экономики. В жизни все намного сложнее привычных понятий "черное-белое", "варвары-цивилизованный мир".
Мил человек, я "либеральных экономистов" и любых других либеральных деятелей не читаю из принципа, и вам не советую. И вообще, избавляйтесь от некрасивой манеры считать собеседника заведомо глупее себя и приписывать ему разные глупости и нелепости, которые он якобы любит делать.
Теперь по сабжу.
У нас экономика выстраивается под экспорт нефти/газа. Экспорт нефти/газа приносит самые большие прибыли. А значит все серьезные люди занимаются именно этим, в той или иной форме. Вместо того чтобы заниматся ВПК, сельским хозяйством, тяжелым машиностроением, электроникой и прочей необходимой для развитого государства байдой. Все слишком заняты нефтью и всем что с этим связанно, чтобы тратить время и силы на развитие всего остального.
Научно-технический прогресс приводит к тому, что общественное богатство мира перераспределяется в пользу высокотехнологичных сфер экономики. Богатство народов прямо пропорционально 2-м вещам: количеству занятых людей и уровню сложности труда. Количество труда (доля занятых) в «нефтянке» в долгосрочной перспективе сокращается, а сложность труда в «нефтянке» меньше, чем в хайтеке. Следовательно, богатство «нефтяной» страны никак не может расти такими же темпами, как богатство страны, специализирующейся на хайтеке. Если страна специализируется на «нефтянке», то в долгосрочной перспективе она будет беднее страны, которая специализируется на хайтеке.
Российский опыт таков, что нефтяники самостоятельно ничего не придумывают, проще купить патент у западной фирмы, которая заказала эти разработки в российском же НИИ. Соответственно, эта западная фирма сама проводит всю высоконаучную работу, относящуюся к нефтесервису, а работу с кувалдометром отдает российской стороне. Конечно, лес можно рубить топором, а можно высоконаучной японской пилой. Есть такой экономический термин – конечный продукт. Неважно, чем добывающая сфера рубит лес – топором или высоконаучной пилой, конечный продукт её все равно – лес. Для высоких же технологий всё с точностью наоборот. Неважно, для чего хайтек изобретает научный прибор – для космоса или нефтянки. Все равно это будет высоконаучный прибор. И разделение между хайтеком и нефтянкой остается в любом случае. Неважно, что хайтек стал производить технологию по выкачиванию нефти, а не спутники. Перераспределение богатства в долгосрочном аспекте будет в пользу хайтека.