Теория Меняйлова (История и человеческий фактор)

Закрытые темы

Модератор: Drakken

Ответить
Аватара пользователя
Фрегат
Сообщения: 406
Зарегистрирован: 15 сен 2007, 07:24

Теория Меняйлова (История и человеческий фактор)

Сообщение Фрегат » 12 мар 2008, 16:53

При изучении исторических процессов обычно выделяют факторы технологические, экономические, военно-политические, идеологические, географические и даже климатические. Но не так часто пробовали рассмотреть фактор собственно человека.
С теориями Гумилёва и Климова народ тут уже более-менее знаком, но менее известна теория Меняйлова. Конечно, автор сумбурно излагает, и мистики много, но по-моему, какое-то рациональное зерно есть. Кстати, нашёл на одном сайте краткое изложение (а то из первоисточников структурировать трудно):

"Совершенно случайно открыв книгу Алексея Меняйлова с неудобоваримым названием «Россия: подноготная любви. Психоанализ великой борьбы» я сперва решил, что, наконец, нашел книгу о том, в чем мне видится будущее всех социальных наук. «Одна из базовых идей… расслоение народов по психологическому признаку, о чем Л. Н. Гумилев в работах по этногенезу упоминал лишь вскользь и интуитивно», - было написано в аннотации. Но в реальности все оказалось не так как на самом деле. Концепция Меняйлова имеет весьма опосредованное отношение к теории этногенеза, а частенько и противостоит ей. Тем не менее, в ней есть рациональные зерна.
Самое рациональное – рационализация, то есть неминуемое облечение чувств в форму мыслей, с полной уверенностью в их объективности. Уже само по себе признание этого факта не может не радовать. Дальше дело обстоит хуже. Так, по мнению автора, этносы – это общности людей с одинаковыми психическими травмами, унаследованными от предков. Народы представляют собой толпы или стаи, ведомые внушением. Меняйлов рассматривает их с четырех точек зрения: биологического, психологического, исторического и теологического.
Биологический взгляд основывается на знаменитой «Агрессии» Лоренца. Есть вожаки и без них стая существовать не может, все чужаки уничтожаются. Вообще приводимые Лоренцем опыты над крысами крайне любопытны и дают богатый материал для размышлений (так их использовал и Веллер) и Меняйлову удалось их превосходно объяснить, хотя я, и не согласен с его выводами.
Из биологического взгляда берет начало психологический. В стае все: от исполнителей до субвождей, подчиняются состоянию подсознания вождя. Так успехи немецких войск были связаны с истерическими взрывами и параноидальными состояниями Гитлера. Или вождь в крысиной стае учил пользоваться поилкой, но ни одна другая крыса не могла научить других.
Кроме того люди делятся на:
Некрофилов. Люди, стремящиеся к разрушению, смерти. Это может проявляться как прямо, так и косвенно. Яркие некрофилы проявляют себя: в убийствах, расчленениях, в патологическом стремлении к власти, в бурном интересе к вестям о расчленении тел, в идолопоклонстве металлическим (т. е. мертвым) конструкциям вообще. Их около 15% от всего населения (по данным Фромма). Жухлые (неудачный термин) некрофилы в основном ищут себя в профессиях, которые «открывают перед некрофилами более широкие возможности доминирования над людьми (военная служба, медицина, психиатрия, психотерапия, педагогика, административная работа и т. п.) или же дают возможность больше соприкасаться с испражнениями (врачи‑урологи и проктологи, золотари — чистильщики уборных, гомосексуалисты)».
Естественно, самые яркие некрофилы – сверхвожди. В XIX веке таковым был Наполеон, в XX – Гитлер. Меняйлов утверждает, что их желаниям подчиняются все гипнабельные люди (то есть больше девяноста процентов всего населения). В доказательство этого он приводит странные поступки Александра I и его военоначальников, которые стремились к очевидно самоубийственному генеральному сражению, желаемым Наполеоном и Сталина, который выполнил почти все подсознательные желания Гитлера: подвел войска как можно ближе к границе, оставил там запасы горючего, бросал армии в бессмысленные атаки, стоившие миллионы жизней и т. д. вплоть до таких бытовых проявлений как повальное изучение французского перед вторжением Наполеона и немецкого перед гитлеровским, усики под фюрера у советских военоначальников и многое другое.
Когда нет сверхвождей, делом верховодят субвожди.
Биофилы. Ну, это понятно, кто любит жизнь. Яркие биофилы – неугодники. Те, кто не ищет подчинения и находит себя в ремеслах и других «богоугодных» делах. Именно неугодники противостоят сверхвождям. В XIX веке это были рекруты, набираемые из изгоняемых односелянами крестьян, Кутузов и Толстой, в XX – партизаны и лагерники – неуголовники. Именно они, а не кадровые военные, победили Гитлера и Наполеона.
Кроме того люди (и народы) бывают:
Внешники. Стремящиеся к насилию и открытому управлению. Это бандиты, военные, антисемиты… вообщем не торгаши. К этому типы относится большинство представителей таких народов как немецкий и русский.
Внутренники. Это, наоборот, торгаши. Предприниматели, идеологи, либералы… и много кто еще. Идеалы: «законопослушность», «мир и безопасность» и «любовь». Яркие примеры подобных народов – еврейский, американский, голландский.
Болото. Большинство населения любой страны. В зависимости от ситуации (или вождя) становятся внешниками и внутренниками.
Думается, это самая здравая идея в теории стаи. Объясняет приязнь и ненависть многих народов. Хотя у Гумилева это же самое объяснено и лучше и не столь схематично.
Ну вот, закончу вкратце. Вся история человечества – это борьбы стай за создание сверхстаи (мировое господство). Этому противостоят неугодники."
S.P.Q.R

...И я клянусь враждебно относиться к любой власти, и постоянно злоумышлять против неё самое что ни на есть плохое

Ответить

Вернуться в «Кабинетный архив»