18. Создание
Над ним всю жизнь главенствовала жажда познания всего нового. Изобретения новых конструкций или предание старым конструкция новых изысканных форм. Поиски… вечные поиски.
Работая каждый день на заводе, он приворовывал. Выносил через проходную детали. Сначала были мелкие шестерни и прочий расходный материал. Никто ведь карманы не проверит, мало ли там хлама у обычного работяги. Потом воровство принимало все большие формы: моторы, клапана, короткие трубки. Нес все больше для создания в мастерской среди домашней мебели своих причудливых роботов.
Правда, из-за критического недостатка материалов, роботы эти были больше походили на скелетов. Без внешней оболочки, с глазами-лампочками и до блеска начищенными костями. И размером они больше походили на детей. В своих мыслях он обзывал их дружиной гномов. Внести жизнь в их металлические тела пока не представлялось возможным – не хватало моторов. Стояла вся эта семейка гномов-скелетов прямо посреди комнаты. Гостей он уже давно не ждал. Он стал нелюдим, и буквально одержим своей идеей создания новой жизни. Своего собственного творения.
Весь стол был заставлен неудавшимися, по мнению инженера, творениями: механическими стрекозами, с лопастями как у вертолета; пауки с зарядным устройством вместо брюшка (вот только где достать взрывчатку, чтоб проверить); различного вида жуки с острыми лапками-бритвами. Огромная куча чертежей пылилась в углу за шкафом, в надежде на воплощение и на то, что когда-нибудь он вынесет с завода нужную деталь. И это далеко не полный арсенал изобретений. Сколько можно было вынести с завода за долгую карьеру.
Дом был оборудован по последней высоте, на которую может взобраться техническая мысль самого великого ученого. Нажмешь одну кнопку – вот тебе и кофе, вторую – пожалуйста, и домашние тапочки приносит механическая рука, а не собака. И везде запах машинного масла и легкая завеса дыма под потолком.
Он часто выходил на балкон становился ногой на табурет и гордо поднимал голову вверх. Представляя, что под балконом стоит его собственная армия. А он… Он стоит на постаменте в длинном, потрепанном временами плаще. В руках у него собственно сконструированный пистолет-пулемет. И только он главный над всем этим миром. И ни одному человеку не дано его победить.
И никто ни одна сволочь не посмеет больше к нему притронуться, не говоря о том, чтоб стоять и курить под его балконом. Он не выносил запаха табака. И ненавидел людей, которые курят.
Однажды ему удалось тайком спрятать в пришитый внутренний карман мотор нужного размера и мощности. И вот уже направляясь домой, он окрыленный думал как наконец оживит хоть одного из своих роботов. И начнет учить его, и даст ему оружие в его железные лапы. И механизм будет вечно благодарен создателю. И посвятит свое существование защите интересов создателя. И все станет проще. И сразу все проблемы решены. Одним движением, одной короткой командой.
Ловкое движение открывает навесные замки. Входная дверь открыта и он не раздеваясь влетает в комнату. Стает на колени и вставляет на место сердца медный сосуд. Поворачивает ключ в отверстие для завода. И создание оживает…
Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
Модератор: Stasia
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
Доктор физико-математических наук
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
19. Учёный – не пенёк мочёный
За одного учёного двух неучёных дают, так можно перефразировать поговорку про битого и небитых. Я имею в виду не научного работника, а человека, которого чему-то учили. Передёрнув Пушкина: «нас всех учили понемногу…»
Итак, за одного учёного двух неучёных дают, а может быть трёх и больше, да если хорошо научили чему, и десяток неучей не пожалеют. Ну сами посудите, если у вас сдох компьютер, кому вы больше обрадуетесь: одному худому и бледному асу-компьютерщику или десяти здоровенным каратистам, пусть и с чёрными поясами… Хотя возможна, конечно, и обратная ситуация… В тёмном переулке, например, приоритет резко поменяется: один Ван Дамм перетянет десять Перельманов. Но в любом случае, ценность хоть какого специалиста будет тем выше, чем лучше он учён.
И так было всегда: как в тёмные века, когда ценность раба, хорошо владеющего ремеслом, резко возрастала, так и сейчас – умелого специалиста всегда с руками оторвут. И, по моему, важно не где он учился, а как этому самому научился.
Кто же нас обычно учит? Сразу вспоминаются слова: учитель, наставник и педагог. Сейчас это слова синонимы, но так ли близки их смыслы? Попробуем углубиться.
Педагог. Думаю, многие удивятся изначальному значению этого слова. А ведь в Древней Греции это был раб, водивший учеников на занятия, то есть просто надсмотрщик, следящий, дабы обучаемое чадо не улизнуло куда по дороге в гимнасий или палестру и отзанималось сколько положено. Он же зачастую и наказывал за недостаточное рвение в учёбе. Вот как хотите, но уж очень много наша педагогика взяла от этого раба.
Учитель. Он учит. Предполагается, учит тому, что сам знает или умеет. Но в реальности это не всегда так, случается – учит и тому, чего сам не умеет. Так что однозначно можно сказать только – он учит. Это учитель с маленькой буквы. Бывает, конечно, и с большой – Учитель. Синонимы тут уж немного другие: Мастер, Маэстро, Магистр. И это подразумевает высшую степень владения делом. Да тут даже с маленькой буквы – мастер – предполагает умелое владение каким-нибудь ремеслом.
Наставник. Не особенно углубляясь, примем, что наставник в чём-то, это что-то должен хорошо уметь сам, быть как минимум мастером – умелым ремесленником.
Ремесленник. Сейчас это слово носит скорее уничижительный оттенок, его часто противопоставляют творцу. А ведь это человек, твёрдо владеющий своим делом – ремеслом, и он может только своим примером научить этому ремеслу толкового ученика. Собственно, и творец владеет своим ремеслом, только очень хорошо, скажем так – он владеет Ремеслом. А вот может ли он передать ученикам это Ремесло, не потеряв заглавной буквы? Ой, сомневаюсь… Скорее, это будет зависеть от способностей ученика. Вспомним: на детях гениев природа отдыхает. А уж как хотелось бы родителям передать эту искру божью своим чадам. Но… Второго Страдивари не появилось, и детей Баха мы, конечно, знаем, а Иоганн Себастьян всё равно один. Так что и Мастера чаще всего могут передать только ремесло.
Не будем далеко ходить. Пять лет меня учили в институте профессора и кандидаты с докторами, а если бы уже на заводе мастера и работяги не натаскали в профессии…
Ну, или совсем уж простой случай. Сколько в молодости фильмов и книжек про любовь ни изучил… а пока не задружил с хорошей девчонкой в стройотряде… целоваться так и не научился. А тут за один вечер… и на всю жизнь. Я бы и дальше у неё любовному ремеслу поучился, да в тот раз не судьба… Кже-кхе… молодость бурная, грехи нетяжкие…
О чём это я? Да! Чтобы за вас двух неучёных дали, ищите друзья хорошего ремесленника, не гонитесь за гениями, можете время упустить.
За одного учёного двух неучёных дают, так можно перефразировать поговорку про битого и небитых. Я имею в виду не научного работника, а человека, которого чему-то учили. Передёрнув Пушкина: «нас всех учили понемногу…»
Итак, за одного учёного двух неучёных дают, а может быть трёх и больше, да если хорошо научили чему, и десяток неучей не пожалеют. Ну сами посудите, если у вас сдох компьютер, кому вы больше обрадуетесь: одному худому и бледному асу-компьютерщику или десяти здоровенным каратистам, пусть и с чёрными поясами… Хотя возможна, конечно, и обратная ситуация… В тёмном переулке, например, приоритет резко поменяется: один Ван Дамм перетянет десять Перельманов. Но в любом случае, ценность хоть какого специалиста будет тем выше, чем лучше он учён.
И так было всегда: как в тёмные века, когда ценность раба, хорошо владеющего ремеслом, резко возрастала, так и сейчас – умелого специалиста всегда с руками оторвут. И, по моему, важно не где он учился, а как этому самому научился.
Кто же нас обычно учит? Сразу вспоминаются слова: учитель, наставник и педагог. Сейчас это слова синонимы, но так ли близки их смыслы? Попробуем углубиться.
Педагог. Думаю, многие удивятся изначальному значению этого слова. А ведь в Древней Греции это был раб, водивший учеников на занятия, то есть просто надсмотрщик, следящий, дабы обучаемое чадо не улизнуло куда по дороге в гимнасий или палестру и отзанималось сколько положено. Он же зачастую и наказывал за недостаточное рвение в учёбе. Вот как хотите, но уж очень много наша педагогика взяла от этого раба.
Учитель. Он учит. Предполагается, учит тому, что сам знает или умеет. Но в реальности это не всегда так, случается – учит и тому, чего сам не умеет. Так что однозначно можно сказать только – он учит. Это учитель с маленькой буквы. Бывает, конечно, и с большой – Учитель. Синонимы тут уж немного другие: Мастер, Маэстро, Магистр. И это подразумевает высшую степень владения делом. Да тут даже с маленькой буквы – мастер – предполагает умелое владение каким-нибудь ремеслом.
Наставник. Не особенно углубляясь, примем, что наставник в чём-то, это что-то должен хорошо уметь сам, быть как минимум мастером – умелым ремесленником.
Ремесленник. Сейчас это слово носит скорее уничижительный оттенок, его часто противопоставляют творцу. А ведь это человек, твёрдо владеющий своим делом – ремеслом, и он может только своим примером научить этому ремеслу толкового ученика. Собственно, и творец владеет своим ремеслом, только очень хорошо, скажем так – он владеет Ремеслом. А вот может ли он передать ученикам это Ремесло, не потеряв заглавной буквы? Ой, сомневаюсь… Скорее, это будет зависеть от способностей ученика. Вспомним: на детях гениев природа отдыхает. А уж как хотелось бы родителям передать эту искру божью своим чадам. Но… Второго Страдивари не появилось, и детей Баха мы, конечно, знаем, а Иоганн Себастьян всё равно один. Так что и Мастера чаще всего могут передать только ремесло.
Не будем далеко ходить. Пять лет меня учили в институте профессора и кандидаты с докторами, а если бы уже на заводе мастера и работяги не натаскали в профессии…
Ну, или совсем уж простой случай. Сколько в молодости фильмов и книжек про любовь ни изучил… а пока не задружил с хорошей девчонкой в стройотряде… целоваться так и не научился. А тут за один вечер… и на всю жизнь. Я бы и дальше у неё любовному ремеслу поучился, да в тот раз не судьба… Кже-кхе… молодость бурная, грехи нетяжкие…
О чём это я? Да! Чтобы за вас двух неучёных дали, ищите друзья хорошего ремесленника, не гонитесь за гениями, можете время упустить.
Доктор физико-математических наук
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
ВНЕ КОНКУРСА
Лягушонка Бася
Я бросил машину в каком-то загашнике за универмагом, метрах в ста от Баськиного Института — чуть ли не в помойке. А что делать? Василиса Ставровна запрещает приезжать за ней на машине: «У тебя, Санечка, слишком шикарные экипажи, перед сослуживцами стыдно». Скромная. Потому и приходится оставлять свой «Купе-де-виль» чуть ли не за квартал и шлёпать пешком — не на велосипеде же ездить, в конце концов.
Хотя, это было бы гениально. Вдвоём на велике. С ветерком. И два джипа охраны по бокам — Митрич с ума бы сошёл, точно. Для начальника княжей охраны такой выверт был бы уже чересчур. Митрич и так на иголках весь: «Ты аккуратней, Александр свет Антоныч, народишко балованный стал!», но отпускает. Отзывает своих ребят, когда к Баське ехать нужно. С пониманием мужик — мне ж всё-таки двадцать лет уже, и езжу я не к какой-нибудь залётной бабе, а к жене. Да-да, как ни крути, а Баська — жена. Месяца три уж. Конечно, не по Канону, без свечек и мишуры, втихаря расписались.
И абсолютно очевидно, что никому данный факт не нравится — ни Боярскому Кабинету, ни охране, ни батяньке. Ну ещё бы. Чтоб младший княжий сын с девахой Низкой Крови стакнулся, да ещё и учёной-ведьмачкой — абсурд!
Ну ничего, привыкайте, господа бояре. Батя вон уже привык практически, так что и вам шипеть не с руки теперь.
Пришлось с полчаса бродить вокруг громадины Института, пока наконец в массивных дверях обрисовалась моя Баська в привычном деловом платье-костюме. И двинула куда-то мимо меня с восхитительно задумчивым видом.
Ловлю её под руку у самой бровки тротуара:
— Девушка, своей задумчивостью вы создаёте аварийную ситуацию!
Она озадаченно оглядывается и, хихикнув, тычет губами мне в щёку:
— Долго ждал?
— Не очень. Но мы уже чертовски опаздываем. Поэтому давай-ка скоренько, нужно ещё тебя переодеть.
— Зачем меня переодевать? Куда мы опаздываем?
Быстрым шагом я почти тащу Василису за собой:
— Ну здрасьте. Говорили-говорили… На тематический вечер, Басенька, для лучших людей, в княжих палатах! Присутствуют все — нефтяные-дровяные магнаты, транснациональное купечество, пакля-дёготь-ворвань — основа экономики. Плюс политики, плюс родня. Конкретно — братья с жёнами. Нам с тобой обязательно быть, так батя сказал, а мой батя шутить не любит, сама знаешь.
— Ой-ой-ой, — стонет Бася, — как не охота-а! Что я там делать-то буду… А может, не надо?
— Надо, Василиса! Без вариантов. Это ж смотрины, чувствуешь? Пора заканчивать по съёмным квартирам прятаться, пора выходить из подполья. Сейчас приоденешься, лягушку эту свою снимешь, чтоб народ не пугать…
Бася прикрыла ладонью амулет на груди, нахмурилась:
— Кому мешает моя лягушка?
— Ты же понимаешь, люди у нас тёмные, суеверные, ваших научных амулетов боятся. Оденешь на время колье, я тебе подсмотрел приличненькое.
Уже стемнело. В подворотне возле «Де-Виля» маячит смутная фигура в надвинутом капюшоне:
— Классная тачила! Твоя, что ли?
— Ну, типа того, — я тянусь в карман за ключами, и тут мне нехило прилетает в ухо. Аж зубы лязгнули.
«Долбаная гопота» — чертыхаюсь шёпотом и перехожу в стойку. Первого я сбиваю прямым в челюсть (спасибо урокам воеводы Митрича). Второй, возникший откуда-то слева, ожесточённо пыхтит и машет ногами, но ему темно. Мне тоже темно, однако я всё-таки не промахиваюсь, и клиент, скрипя зубами, присаживается на корточки в обнимку с собой.
Дилетанты!
Оглядываюсь: «Бася, ты где?». И тут меня сбивают с ног. Да сколько же вас… Пытаюсь встать, но получаю ботинком под ложечку. Какой-то звон над ухом — кистень? Плохо, очень плохо.
Баська говорит что-то непонятное. То есть, шепчет. Хотя, что это за шёпот, от которого эхо, как в горах?
Вспыхивает ослепительно-голубая звёздочка — это Баськин амулет, лягушка на цепочке. В синеватом свете видны нападающие, их четверо. Застыв, зачарованно смотрят на Василису. Вспыхивает вторая звёздочка, третья… Появляется вторая Баська, третья, четвёртая…
— Огурцы и змеи! — неожиданно возвещает громила с кистенём. — Огурцы и змеи! Экономьте пасту! Разумно предусмотреть!
После этого садится на землю и начинает тихо выть. Друзья ему вторят.
Да, вот такие они, нынешние учёные. Это раньше всё с приборами да колбами, теперь наука ушла значительно дальше. А моя Василиса — просто академик в этих делах. Кряхтя встаю на ноги, обнимаю дрожащую Баську за плечи: «Всё нормально».
Визжа резиной, подкатывают два джипа из княжеской конюшни. Дюжие мужики в чёрных костюмах начинают вязать подвывающих гопников. Дружина охраны.
— Целы? — интересуется Митрич.
Вот же, зараза, всё-таки он за нами следил.
— А чего нам сделается? — пожимаю плечами. — Подумаешь, хулиганы…
— Не факт, что хулиганы, — качает головой Митрич. — Отойдём-ка.
Я усаживаю Баську в «Де-Виль» и возвращаюсь к воеводе.
— Видишь какое дело, княжич, не нравятся людям учёные эти, — задумчиво говорит Митрич.
— Понятно. Боятся.
— Да не в том вопрос. Знаешь, что ведьмачку нельзя удержать в доме? Никакой клеткой. Не запрёшь, не удержишь, всё одно — будет наружу глядеть. И улетит однажды. Обязательно улетит. Они ж не как все, бабы эти хитровыученные…
— Да брось, Митрич, — я похлопал его по плечу, — бабы как бабы. Женщины, то есть. Если с нормальным отношением, куда ж ей бежать-то от родного мужа? Это всё сплетни ненаучные.
— Смотри. Горяч ты больно. Наворотишь делов…
— Всё будет путём! — я подмигиваю воеводе и иду к машине.
— Огурцы и змеи! Разумно предусмотреть! — вопит громила, которого протаскивают к автозаку.
— Вот именно, — охотно соглашаюсь.
Бася уже успокоилась, сидит, улыбается. Её амулет почти погас. Целую жену в уголок рта, трогаю машину с места. Нужно поторапливаться.
Знаю я, Митрич, знаю все эти поверья насчёт ведьмачек.
Знаю, что приходит время, и начинает она непонятно задумываться, и в глазах её появляется глубина, а речи становятся коротки и невыразительны. Это значит, что расправила ведьмачка невидимые крылья, и не сыскать во всём свете той силы, чтоб удержала её на месте.
Только…
Есть одно средство…
Сегодня во время Большой Вечерины с застольем в Главной Княжеской Зале, где всё будет торжественно и красиво, и моя Василиса будет торжественна и красива как никогда — в лучшем наряде от лучшего модельного бренда, в неописуемо прекрасных украшениях лучших мастеров-ювелиров, я отлучусь ненадолго.
Всего на какую-то минуту.
Я возьму этот амулет — пучеглазого лягушонка, оловянную фигурку на цепочке, и брошу в камин. И Василиса-ведьмачка исчезнет.
Останется только моя жена Василиса.
Навсегда.
Лягушонка Бася
Я бросил машину в каком-то загашнике за универмагом, метрах в ста от Баськиного Института — чуть ли не в помойке. А что делать? Василиса Ставровна запрещает приезжать за ней на машине: «У тебя, Санечка, слишком шикарные экипажи, перед сослуживцами стыдно». Скромная. Потому и приходится оставлять свой «Купе-де-виль» чуть ли не за квартал и шлёпать пешком — не на велосипеде же ездить, в конце концов.
Хотя, это было бы гениально. Вдвоём на велике. С ветерком. И два джипа охраны по бокам — Митрич с ума бы сошёл, точно. Для начальника княжей охраны такой выверт был бы уже чересчур. Митрич и так на иголках весь: «Ты аккуратней, Александр свет Антоныч, народишко балованный стал!», но отпускает. Отзывает своих ребят, когда к Баське ехать нужно. С пониманием мужик — мне ж всё-таки двадцать лет уже, и езжу я не к какой-нибудь залётной бабе, а к жене. Да-да, как ни крути, а Баська — жена. Месяца три уж. Конечно, не по Канону, без свечек и мишуры, втихаря расписались.
И абсолютно очевидно, что никому данный факт не нравится — ни Боярскому Кабинету, ни охране, ни батяньке. Ну ещё бы. Чтоб младший княжий сын с девахой Низкой Крови стакнулся, да ещё и учёной-ведьмачкой — абсурд!
Ну ничего, привыкайте, господа бояре. Батя вон уже привык практически, так что и вам шипеть не с руки теперь.
Пришлось с полчаса бродить вокруг громадины Института, пока наконец в массивных дверях обрисовалась моя Баська в привычном деловом платье-костюме. И двинула куда-то мимо меня с восхитительно задумчивым видом.
Ловлю её под руку у самой бровки тротуара:
— Девушка, своей задумчивостью вы создаёте аварийную ситуацию!
Она озадаченно оглядывается и, хихикнув, тычет губами мне в щёку:
— Долго ждал?
— Не очень. Но мы уже чертовски опаздываем. Поэтому давай-ка скоренько, нужно ещё тебя переодеть.
— Зачем меня переодевать? Куда мы опаздываем?
Быстрым шагом я почти тащу Василису за собой:
— Ну здрасьте. Говорили-говорили… На тематический вечер, Басенька, для лучших людей, в княжих палатах! Присутствуют все — нефтяные-дровяные магнаты, транснациональное купечество, пакля-дёготь-ворвань — основа экономики. Плюс политики, плюс родня. Конкретно — братья с жёнами. Нам с тобой обязательно быть, так батя сказал, а мой батя шутить не любит, сама знаешь.
— Ой-ой-ой, — стонет Бася, — как не охота-а! Что я там делать-то буду… А может, не надо?
— Надо, Василиса! Без вариантов. Это ж смотрины, чувствуешь? Пора заканчивать по съёмным квартирам прятаться, пора выходить из подполья. Сейчас приоденешься, лягушку эту свою снимешь, чтоб народ не пугать…
Бася прикрыла ладонью амулет на груди, нахмурилась:
— Кому мешает моя лягушка?
— Ты же понимаешь, люди у нас тёмные, суеверные, ваших научных амулетов боятся. Оденешь на время колье, я тебе подсмотрел приличненькое.
Уже стемнело. В подворотне возле «Де-Виля» маячит смутная фигура в надвинутом капюшоне:
— Классная тачила! Твоя, что ли?
— Ну, типа того, — я тянусь в карман за ключами, и тут мне нехило прилетает в ухо. Аж зубы лязгнули.
«Долбаная гопота» — чертыхаюсь шёпотом и перехожу в стойку. Первого я сбиваю прямым в челюсть (спасибо урокам воеводы Митрича). Второй, возникший откуда-то слева, ожесточённо пыхтит и машет ногами, но ему темно. Мне тоже темно, однако я всё-таки не промахиваюсь, и клиент, скрипя зубами, присаживается на корточки в обнимку с собой.
Дилетанты!
Оглядываюсь: «Бася, ты где?». И тут меня сбивают с ног. Да сколько же вас… Пытаюсь встать, но получаю ботинком под ложечку. Какой-то звон над ухом — кистень? Плохо, очень плохо.
Баська говорит что-то непонятное. То есть, шепчет. Хотя, что это за шёпот, от которого эхо, как в горах?
Вспыхивает ослепительно-голубая звёздочка — это Баськин амулет, лягушка на цепочке. В синеватом свете видны нападающие, их четверо. Застыв, зачарованно смотрят на Василису. Вспыхивает вторая звёздочка, третья… Появляется вторая Баська, третья, четвёртая…
— Огурцы и змеи! — неожиданно возвещает громила с кистенём. — Огурцы и змеи! Экономьте пасту! Разумно предусмотреть!
После этого садится на землю и начинает тихо выть. Друзья ему вторят.
Да, вот такие они, нынешние учёные. Это раньше всё с приборами да колбами, теперь наука ушла значительно дальше. А моя Василиса — просто академик в этих делах. Кряхтя встаю на ноги, обнимаю дрожащую Баську за плечи: «Всё нормально».
Визжа резиной, подкатывают два джипа из княжеской конюшни. Дюжие мужики в чёрных костюмах начинают вязать подвывающих гопников. Дружина охраны.
— Целы? — интересуется Митрич.
Вот же, зараза, всё-таки он за нами следил.
— А чего нам сделается? — пожимаю плечами. — Подумаешь, хулиганы…
— Не факт, что хулиганы, — качает головой Митрич. — Отойдём-ка.
Я усаживаю Баську в «Де-Виль» и возвращаюсь к воеводе.
— Видишь какое дело, княжич, не нравятся людям учёные эти, — задумчиво говорит Митрич.
— Понятно. Боятся.
— Да не в том вопрос. Знаешь, что ведьмачку нельзя удержать в доме? Никакой клеткой. Не запрёшь, не удержишь, всё одно — будет наружу глядеть. И улетит однажды. Обязательно улетит. Они ж не как все, бабы эти хитровыученные…
— Да брось, Митрич, — я похлопал его по плечу, — бабы как бабы. Женщины, то есть. Если с нормальным отношением, куда ж ей бежать-то от родного мужа? Это всё сплетни ненаучные.
— Смотри. Горяч ты больно. Наворотишь делов…
— Всё будет путём! — я подмигиваю воеводе и иду к машине.
— Огурцы и змеи! Разумно предусмотреть! — вопит громила, которого протаскивают к автозаку.
— Вот именно, — охотно соглашаюсь.
Бася уже успокоилась, сидит, улыбается. Её амулет почти погас. Целую жену в уголок рта, трогаю машину с места. Нужно поторапливаться.
Знаю я, Митрич, знаю все эти поверья насчёт ведьмачек.
Знаю, что приходит время, и начинает она непонятно задумываться, и в глазах её появляется глубина, а речи становятся коротки и невыразительны. Это значит, что расправила ведьмачка невидимые крылья, и не сыскать во всём свете той силы, чтоб удержала её на месте.
Только…
Есть одно средство…
Сегодня во время Большой Вечерины с застольем в Главной Княжеской Зале, где всё будет торжественно и красиво, и моя Василиса будет торжественна и красива как никогда — в лучшем наряде от лучшего модельного бренда, в неописуемо прекрасных украшениях лучших мастеров-ювелиров, я отлучусь ненадолго.
Всего на какую-то минуту.
Я возьму этот амулет — пучеглазого лягушонка, оловянную фигурку на цепочке, и брошу в камин. И Василиса-ведьмачка исчезнет.
Останется только моя жена Василиса.
Навсегда.
Доктор физико-математических наук
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
Тапкидраны-от-тафаны
1. КАТАРСИС. Приятно видеть, что премьера фильма «Хоббит» оставляет всевозможные следы даже в конкурсе про ученых. А если серьезно, то в этом рассказе мне прежде всего видится попытка объединить абсолютные Инь и Янь: наукообразность и чистое фэнтези. Ведь более «фэнтезийного фэнтези», чем у Толкиена трудно даже и представить – он даже считается основоположником этого жанра (хоть бы даже только у фанатов); а более научной темы, чем собственно «про ученых» тоже представить трудно. Так что автор подобрал две замечательные крайности. Титулы эльфов, пародирующие соответственно фашистские, – это ярко и интересно. Жаль, что кроме слов «технический университет» в тексте собственно ничего технического и нет, а потому контраст науки и фэнтези раскрыт не до конца, не так, как хотелось бы. Измерения разных пропорций и цвета глаз, конечно, были призваны такую «научность» внести, но сами посудите, разве можно важные научные исследования (как то идентификация рас!) проводить вот так, «на коленке», на стадионе, скопом, без всякого оборудования? В чем же тогда заявленная автором «техничность»? С тем же успехом о пропорциях мог толковать и маг, и шаман. «Чуткие пальцы» - это, по меньшей мере, нетехнологично. Но идея все равно хорошая. Наука активно вмешивается в личнуюжизнь героев, а не выступает неким невнятным фоном, как это обычно принято делать. Другое дело, что лично я не ассоциирую науку с этаким газенвагеном… Но это дело вкуса. Касательно стиля. Мне кажется, лучше было бы вести рассказ в одном времени, не ставить рядом такие конструкции как «Он обнимал <…> целовал <…> гладил <...> Черные косы пахли <…> в <…> глазах - отблеск солнечного тепла. Смуглая кожа напоминает о сандаловом дереве, аккуратные клыки - будто слоновая кость».
2. ДЕТИ МАНАННАНА. Ага. Столь любимая некоторыми, увы, «учеными», имтация научного текста. «Счастье – это искривленность, иначе экстенсор метапространства кереброновых супергрупп?» Вы не Лемом вдохновились, автор? Но подобного рода тексты должны обязательно подчинять внутренней логике, какие бы термины не использовались! Из первого абзаца следует, что галька – живая и, скорее всего, разумная. Сразу вопросы о том, где такая есть: на другой планете и «рассказчик» - инопланетянин? Но в конце текста мы узнаем, что рассказчик – эльф. Тогда почему для него галька- живая? Деревья – да, но камни? Это надо, по меньшей мере, объяснять. Потом, тюлени никак на бензопил не похожи, какой бы логики не придерживаться. И к гальке ни те, ни другие отношения не имеют. От таких несвязанных вещей текст теряет смысл – и настоятельно повторюсь, дело совсем не в непонятных терминах, которые такому тексту наоборот очень нужны! А «решать значение» - просто ошибочная фраза (даже на самом страшном математическом жаргоне так не говорят). Имитация научного текста, на мой взгляд, совершенно провалена. А жаль!
3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Шизики снова футят! Совершенно беспроигрышная подача темы, мастерские диалоги, насыщенные игрой физ.-мат. терминов, да и к тому же еще на актуальном новогоднем фоне! Только вот живых людей нет ни разу… Именно что «дано: физик и химик». Этими терминами обозначена тема диалогов, но не сами люди. Тема для научной дискуссии дана очень яркая и всем понятная – ни тебе высот теории относительности, ни темпоральной топологии вакуума, о которых – я серьезно! – читать мало кому интересно, а в художественном произведении так и просто не интересно вообще никому. Так же можно было обсудить парадокс теории множеств про брадобрея или еще что-то в этом роде, сформулированное простым житейским языком. Хотя, честно говоря, за Петрика и за геделевскую неполноту тоже не любой поймет, даже с пол-литра; и не все оценят фразу «одеть сферически» - но от меня лично вам, автор, спасибо за это дело большое! Только все равно живых людей нет, хоть бы даже участники диалога «весело суетились» и поминали женщин. Слова звучат, действие идет, а лиц, Личностей нет. Эх! Да, и про хирурга я не сразу поняла: имеется ввиду, что он нужен для вскрытия желудка, чтобы узнать, не был ли вместе с алкоголем проглочен и Дед Мороз?!
4. И ВРЕМЯ ЛИШЬ РАССУДИТ, ЧТО ЕСТЬ СВЕТ. Это не художественный рассказ, а научный диспут. Так я к нему и буду относиться. «Когда-то в семнадцатом веке» - может, ГДЕ-ТО в семнадцатом веке? И кто же это, интересно, обозвал фотоны атомами? Башку б ему, как говориться, скрутить. Кто такой Вальтер Ритц, автор каких-то «реонов» (видимо, автор глубоко погрузился в историю вопроса)? Но с другой стороны, исторически очень маловероятно, что Эйнштейн рассуждал бы о школьных учебниках. Хотя доказать я этого никак не могу, но меня это как-то покоробило – как фраза из чеховского рассказа, «эту вазу сделал я, древний грек такой-то». Но самое ужасное – это намеренный(?) подростковый сленг высшего существа будущего! Зачем, автор, ты дал нам его таким убогим!? Обидно ж донельзя! Так обидно, что даже идея этой «новейшей интертрепации» света от меня как-то ускользнула. Вспомнился только рассуждение про сон и несон, кажется, в исполнении Милляра.
5. НАГРАДА. Это картина: показана лунная ночь блеском бутылочного горлышка. Другими словами, тема раскрыта диалогами и яркими взблесками отношений между людьми. И между людьми и наукой.
6. ЗВЕЗДЫ СТАНОВЯТСЯ БЛИЖЕ. Как-то с самого начала не заладилась у меня картинка… Близкое сочетание по тексту фраз «ловил в реках рыбу» и «сам был ни рыба – ни мясо» повергло меня в уныние. Хочется спросить что-то вроде, а мясо он тоже не ловил, этот никому не мешающий деревенский мальчик? «Юная бессмысленная жизнь» и «банальность до безумия» тоже мне сильно не понравились, не верю, что такое бывает. Ну, и текст в результате развалился на такие вот недоуменные размышления. Так и хочется сказать, автор, не пиши красиво! И с логикой повествования тоже не все гладко. Неужели мальчика не учили в школе, что Солнце горячее? Неужели у него было представление о физике только из боевиков? Почему по прошествии «многих лет» мальчика, ставшего как минимум уже юношей, так запросто гоняют родители!? Так что трагедии я не ощутила – ситуация мне показалась, скорее, какой-то нелепо-комической.
7. ХУДОЙ БЕРДЫ И БЕРДЫ ТОЛСТЫЙ. Очень понравилась динамика ситуации с «чеховской собачкой»: какому, типа, нищему прощелыге принадлежит эта шавка? что за очаровательное маленькое существо баронессы такой-то? Но вот финальная гипотеза про перебегания из тела в тело мне показалась совсем лишней. И какое отношение имеет вечный двигатель к поискам внеземного разума? Ограничились бы собачкой, вот честно.
8. АНТОН СТЕПАНОВИЧ. Похоже на газетную сводку. Много технических подробностей и просто нединамичных «информационных» описаний, которые скучно читать, потому что они никак не играют на сюжет. А живые человеческие эмоции заменены ругательствами, выкриками и закусываниям кулаков – что называется, Вера Холодная мама не горюй...
9. АНТИГРАВИТАЦИЯ. Триллер. Просто триллер, со всей необходимой, залипшей в зубах атрибутикой: безумным ученым, красоткой, сексом, инопланетной жутью, коей оказалась красотка… Я про такое в кино смотрела, много раз.
10. ЭКСКУРСИЯ. «Влияние гидрофобности аминокислотных замен на способность апомиоглобина образовывать амилоидные структуры» - звучит очень наукообразно, но совершенно непонятно. А ведь это, по идее, часть сюжета и немаловажная его часть, коль скоро лекции профессора посвящена большая часть рассказа (вообще нельзя посвящать лекции большую часть рассказа, но это дело вкуса автора). Нет в этой научной фразе ни интриги, ни загадки, ни иронии… Но даже не в этом дело. После вопроса о наличии якобы тайных и, может быть, и вредоносных работах Эйнштейна и Теслы, становится очевидно, что главный герой рассказа то самое как раз и таил, ну или благородно уничтожил. Интриги нет. Но дело даже и не в этом! А в очень, очень сухом изложении. Мне рассказ напомнил малоизвестных советских писателей-фантастов, но у них, при всей сухости и научности стиля были хоть погони-перестрелки. Были интрига, в конце концов! Я бы к такому профессору не пошла в аспирантуру – куража у профессора ни на пол мензурки нету.
11. ГОСПОЖА ТОФАНА, ИЛИ МАННА СВЯТОГО НИКОЛАЯ БАРИЙСКОГО. Спасибочки! «За свои заслуги госпожа Тофано…» - оговорка по Фрейду? Последняя буква раньше была «а». «сказка о Гансе и Гретель» - Гензель и Гретель, нет? А вообще ну, да, этак и Джека Потрошителя можно к хирургам причислить. Жутко видеть, как ученые в очередной раз ставятся на одну доску с маньяками - что ж это за мода-то такая?
12. МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ. Не поняла, почему поход за сигаретами выявил «нечеловеческую» сущность ученого. Это такая была шутка? И про управление сознанием тоже не понятно… Фантастическая идея не очень оригинальная, про уменьшения я уже читала, это про Карика и Валю и про страну дремучих трав. И там, кстати, было гораздо больше ярких подробностей в описании ощущений при уменьшении. Рассказ произвел впечатление какого-то обрывка.
13. БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ. За нащупывание неуловимого квазара я помолчу (квазар – большой! квазар – яркий! за квазар - обидно!) Ключевая сцена рассказа распалась сразу на много-много равноправно невнятных объяснений. Инопланетян предлагает щупать квазар вместе? Или щупать что-то другое? Извините, но у меня нехорошие ассоциации от инопланетянских намеков на когда-то как-то и непонятно где бывшие близкие отношения его и землянина. Уж тогда, мне кажется, надо было хоть немножко что-то «инопланетное» показать в поведении человека-ученого, а то как-то вдруг так, огорошили – а самое главное, человек где-то в глубине души инопланетянину и поверил. Это ж тогда надо обосновать, всем текстом доказать, то у человека были основания так вот поверить!
14. ДИСПУТ. Странно слышать, что в диспуте ученых, обсуждающих некие физические сущности, связанные с образованием Вселенной, фигурируют «древние эпосы». Это физики разговаривают или кто? Ограничение по размерам для живых существ, мне кажется, вовсе не связано с тем, что «их вес раздавит» - дело в скорости передачи информации в таких сверхгигантских организмах. И, да, «флуктуации» - крайне неудачное название, герои рассказа правы. В финале становится отчасти ясно, то «ученые» - это практически тараканы или подобная им мелкая живность, страдающая от проявления, видимо, человека? И тогда возникает вопрос, а как же маленькие существа смогли стать учеными? Для них сложные мыслительные процессы еще менее доступны, чем для великаном. Вообще рассказ об иерархии разумных существ. Я бы углядела в этом известную задачку квантовой механики, про то, является ли кирпич элементарной частицей для сверхбольшого создания? Так вот нет, не является – кирпич он и есть кирпич и никаких особых квантовых свойств никогда не проявит… Но я отвлеклась. В рассказе иерархия разумов не продумана, потому что не показаны отличия разума на разных уровнях.
15. ПРОВИДЕЦ. Портреты ученых – очень разных - даны неким провидцем. Мне кажется, гораздо интереснее было бы раскрыть характеры этих самых ученых в диалогах, а не в констатации фактов, частью известных, частью увиденных провидцем. И слишком много похорон…
16. РАБОЧИЙ ДЕНЬ УЧЕНОГО. Зачем каждый день чай в библиотеке??? Книги промокнут! Только тараканов разводить… Фонтан горячего воздуха превратил зеленый кофе в жареный и все пошли пить чай. Очевидно, в библиотеку с грустящими азотными тараканами и булочками-электрончиками. Ух, ты… Что б мне в таком веселом институте работать. Попытка очень кратко передать атмосферу НИИЧАВО? Только НИИЧАВО уже ведь придумали.
17. РУСЛАБ. Концепция Сколково? Мне показалось, что на главном герое никак не отразилась его кома. И вообще, она так стремительно прошла. Все-таки мини рассказ не предназначен для таких «длинных сюжетов», они поневоле выходят скомканными.
18. СОЗДАНИЕ. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Мне кажется, желай ученый-изобретатель создать воинов, то в самую последнюю очередь он задумался о «гномах-скелетах» с наномечами в лапах… Это по меньшей мере, крайне нетехнологично.
19. УЧЕНЫЙ – НЕ ПЕНЕК МОЧЕНЫЙ. Мораль такая: не надо нам ученых, а надо самому взять молоток и вбить гвоздь в стену? Это грустно. За экскурс в историю слов спасибо. Еще мне «оппонент» вспомнился, который вовсе не критик, как это сейчас на защитах диссертаций, а человек, опахающий опахалом, от мух.
СПАСИБО ВСЕМ АВТОРАМ И УДАЧИ НА КОНКУРСЕ!!!
1. КАТАРСИС. Приятно видеть, что премьера фильма «Хоббит» оставляет всевозможные следы даже в конкурсе про ученых. А если серьезно, то в этом рассказе мне прежде всего видится попытка объединить абсолютные Инь и Янь: наукообразность и чистое фэнтези. Ведь более «фэнтезийного фэнтези», чем у Толкиена трудно даже и представить – он даже считается основоположником этого жанра (хоть бы даже только у фанатов); а более научной темы, чем собственно «про ученых» тоже представить трудно. Так что автор подобрал две замечательные крайности. Титулы эльфов, пародирующие соответственно фашистские, – это ярко и интересно. Жаль, что кроме слов «технический университет» в тексте собственно ничего технического и нет, а потому контраст науки и фэнтези раскрыт не до конца, не так, как хотелось бы. Измерения разных пропорций и цвета глаз, конечно, были призваны такую «научность» внести, но сами посудите, разве можно важные научные исследования (как то идентификация рас!) проводить вот так, «на коленке», на стадионе, скопом, без всякого оборудования? В чем же тогда заявленная автором «техничность»? С тем же успехом о пропорциях мог толковать и маг, и шаман. «Чуткие пальцы» - это, по меньшей мере, нетехнологично. Но идея все равно хорошая. Наука активно вмешивается в личнуюжизнь героев, а не выступает неким невнятным фоном, как это обычно принято делать. Другое дело, что лично я не ассоциирую науку с этаким газенвагеном… Но это дело вкуса. Касательно стиля. Мне кажется, лучше было бы вести рассказ в одном времени, не ставить рядом такие конструкции как «Он обнимал <…> целовал <…> гладил <...> Черные косы пахли <…> в <…> глазах - отблеск солнечного тепла. Смуглая кожа напоминает о сандаловом дереве, аккуратные клыки - будто слоновая кость».
2. ДЕТИ МАНАННАНА. Ага. Столь любимая некоторыми, увы, «учеными», имтация научного текста. «Счастье – это искривленность, иначе экстенсор метапространства кереброновых супергрупп?» Вы не Лемом вдохновились, автор? Но подобного рода тексты должны обязательно подчинять внутренней логике, какие бы термины не использовались! Из первого абзаца следует, что галька – живая и, скорее всего, разумная. Сразу вопросы о том, где такая есть: на другой планете и «рассказчик» - инопланетянин? Но в конце текста мы узнаем, что рассказчик – эльф. Тогда почему для него галька- живая? Деревья – да, но камни? Это надо, по меньшей мере, объяснять. Потом, тюлени никак на бензопил не похожи, какой бы логики не придерживаться. И к гальке ни те, ни другие отношения не имеют. От таких несвязанных вещей текст теряет смысл – и настоятельно повторюсь, дело совсем не в непонятных терминах, которые такому тексту наоборот очень нужны! А «решать значение» - просто ошибочная фраза (даже на самом страшном математическом жаргоне так не говорят). Имитация научного текста, на мой взгляд, совершенно провалена. А жаль!
3. ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Шизики снова футят! Совершенно беспроигрышная подача темы, мастерские диалоги, насыщенные игрой физ.-мат. терминов, да и к тому же еще на актуальном новогоднем фоне! Только вот живых людей нет ни разу… Именно что «дано: физик и химик». Этими терминами обозначена тема диалогов, но не сами люди. Тема для научной дискуссии дана очень яркая и всем понятная – ни тебе высот теории относительности, ни темпоральной топологии вакуума, о которых – я серьезно! – читать мало кому интересно, а в художественном произведении так и просто не интересно вообще никому. Так же можно было обсудить парадокс теории множеств про брадобрея или еще что-то в этом роде, сформулированное простым житейским языком. Хотя, честно говоря, за Петрика и за геделевскую неполноту тоже не любой поймет, даже с пол-литра; и не все оценят фразу «одеть сферически» - но от меня лично вам, автор, спасибо за это дело большое! Только все равно живых людей нет, хоть бы даже участники диалога «весело суетились» и поминали женщин. Слова звучат, действие идет, а лиц, Личностей нет. Эх! Да, и про хирурга я не сразу поняла: имеется ввиду, что он нужен для вскрытия желудка, чтобы узнать, не был ли вместе с алкоголем проглочен и Дед Мороз?!
4. И ВРЕМЯ ЛИШЬ РАССУДИТ, ЧТО ЕСТЬ СВЕТ. Это не художественный рассказ, а научный диспут. Так я к нему и буду относиться. «Когда-то в семнадцатом веке» - может, ГДЕ-ТО в семнадцатом веке? И кто же это, интересно, обозвал фотоны атомами? Башку б ему, как говориться, скрутить. Кто такой Вальтер Ритц, автор каких-то «реонов» (видимо, автор глубоко погрузился в историю вопроса)? Но с другой стороны, исторически очень маловероятно, что Эйнштейн рассуждал бы о школьных учебниках. Хотя доказать я этого никак не могу, но меня это как-то покоробило – как фраза из чеховского рассказа, «эту вазу сделал я, древний грек такой-то». Но самое ужасное – это намеренный(?) подростковый сленг высшего существа будущего! Зачем, автор, ты дал нам его таким убогим!? Обидно ж донельзя! Так обидно, что даже идея этой «новейшей интертрепации» света от меня как-то ускользнула. Вспомнился только рассуждение про сон и несон, кажется, в исполнении Милляра.
5. НАГРАДА. Это картина: показана лунная ночь блеском бутылочного горлышка. Другими словами, тема раскрыта диалогами и яркими взблесками отношений между людьми. И между людьми и наукой.
6. ЗВЕЗДЫ СТАНОВЯТСЯ БЛИЖЕ. Как-то с самого начала не заладилась у меня картинка… Близкое сочетание по тексту фраз «ловил в реках рыбу» и «сам был ни рыба – ни мясо» повергло меня в уныние. Хочется спросить что-то вроде, а мясо он тоже не ловил, этот никому не мешающий деревенский мальчик? «Юная бессмысленная жизнь» и «банальность до безумия» тоже мне сильно не понравились, не верю, что такое бывает. Ну, и текст в результате развалился на такие вот недоуменные размышления. Так и хочется сказать, автор, не пиши красиво! И с логикой повествования тоже не все гладко. Неужели мальчика не учили в школе, что Солнце горячее? Неужели у него было представление о физике только из боевиков? Почему по прошествии «многих лет» мальчика, ставшего как минимум уже юношей, так запросто гоняют родители!? Так что трагедии я не ощутила – ситуация мне показалась, скорее, какой-то нелепо-комической.
7. ХУДОЙ БЕРДЫ И БЕРДЫ ТОЛСТЫЙ. Очень понравилась динамика ситуации с «чеховской собачкой»: какому, типа, нищему прощелыге принадлежит эта шавка? что за очаровательное маленькое существо баронессы такой-то? Но вот финальная гипотеза про перебегания из тела в тело мне показалась совсем лишней. И какое отношение имеет вечный двигатель к поискам внеземного разума? Ограничились бы собачкой, вот честно.
8. АНТОН СТЕПАНОВИЧ. Похоже на газетную сводку. Много технических подробностей и просто нединамичных «информационных» описаний, которые скучно читать, потому что они никак не играют на сюжет. А живые человеческие эмоции заменены ругательствами, выкриками и закусываниям кулаков – что называется, Вера Холодная мама не горюй...
9. АНТИГРАВИТАЦИЯ. Триллер. Просто триллер, со всей необходимой, залипшей в зубах атрибутикой: безумным ученым, красоткой, сексом, инопланетной жутью, коей оказалась красотка… Я про такое в кино смотрела, много раз.
10. ЭКСКУРСИЯ. «Влияние гидрофобности аминокислотных замен на способность апомиоглобина образовывать амилоидные структуры» - звучит очень наукообразно, но совершенно непонятно. А ведь это, по идее, часть сюжета и немаловажная его часть, коль скоро лекции профессора посвящена большая часть рассказа (вообще нельзя посвящать лекции большую часть рассказа, но это дело вкуса автора). Нет в этой научной фразе ни интриги, ни загадки, ни иронии… Но даже не в этом дело. После вопроса о наличии якобы тайных и, может быть, и вредоносных работах Эйнштейна и Теслы, становится очевидно, что главный герой рассказа то самое как раз и таил, ну или благородно уничтожил. Интриги нет. Но дело даже и не в этом! А в очень, очень сухом изложении. Мне рассказ напомнил малоизвестных советских писателей-фантастов, но у них, при всей сухости и научности стиля были хоть погони-перестрелки. Были интрига, в конце концов! Я бы к такому профессору не пошла в аспирантуру – куража у профессора ни на пол мензурки нету.
11. ГОСПОЖА ТОФАНА, ИЛИ МАННА СВЯТОГО НИКОЛАЯ БАРИЙСКОГО. Спасибочки! «За свои заслуги госпожа Тофано…» - оговорка по Фрейду? Последняя буква раньше была «а». «сказка о Гансе и Гретель» - Гензель и Гретель, нет? А вообще ну, да, этак и Джека Потрошителя можно к хирургам причислить. Жутко видеть, как ученые в очередной раз ставятся на одну доску с маньяками - что ж это за мода-то такая?
12. МЕСТО В ПРОСТРАНСТВЕ. Не поняла, почему поход за сигаретами выявил «нечеловеческую» сущность ученого. Это такая была шутка? И про управление сознанием тоже не понятно… Фантастическая идея не очень оригинальная, про уменьшения я уже читала, это про Карика и Валю и про страну дремучих трав. И там, кстати, было гораздо больше ярких подробностей в описании ощущений при уменьшении. Рассказ произвел впечатление какого-то обрывка.
13. БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ. За нащупывание неуловимого квазара я помолчу (квазар – большой! квазар – яркий! за квазар - обидно!) Ключевая сцена рассказа распалась сразу на много-много равноправно невнятных объяснений. Инопланетян предлагает щупать квазар вместе? Или щупать что-то другое? Извините, но у меня нехорошие ассоциации от инопланетянских намеков на когда-то как-то и непонятно где бывшие близкие отношения его и землянина. Уж тогда, мне кажется, надо было хоть немножко что-то «инопланетное» показать в поведении человека-ученого, а то как-то вдруг так, огорошили – а самое главное, человек где-то в глубине души инопланетянину и поверил. Это ж тогда надо обосновать, всем текстом доказать, то у человека были основания так вот поверить!
14. ДИСПУТ. Странно слышать, что в диспуте ученых, обсуждающих некие физические сущности, связанные с образованием Вселенной, фигурируют «древние эпосы». Это физики разговаривают или кто? Ограничение по размерам для живых существ, мне кажется, вовсе не связано с тем, что «их вес раздавит» - дело в скорости передачи информации в таких сверхгигантских организмах. И, да, «флуктуации» - крайне неудачное название, герои рассказа правы. В финале становится отчасти ясно, то «ученые» - это практически тараканы или подобная им мелкая живность, страдающая от проявления, видимо, человека? И тогда возникает вопрос, а как же маленькие существа смогли стать учеными? Для них сложные мыслительные процессы еще менее доступны, чем для великаном. Вообще рассказ об иерархии разумных существ. Я бы углядела в этом известную задачку квантовой механики, про то, является ли кирпич элементарной частицей для сверхбольшого создания? Так вот нет, не является – кирпич он и есть кирпич и никаких особых квантовых свойств никогда не проявит… Но я отвлеклась. В рассказе иерархия разумов не продумана, потому что не показаны отличия разума на разных уровнях.
15. ПРОВИДЕЦ. Портреты ученых – очень разных - даны неким провидцем. Мне кажется, гораздо интереснее было бы раскрыть характеры этих самых ученых в диалогах, а не в констатации фактов, частью известных, частью увиденных провидцем. И слишком много похорон…
16. РАБОЧИЙ ДЕНЬ УЧЕНОГО. Зачем каждый день чай в библиотеке??? Книги промокнут! Только тараканов разводить… Фонтан горячего воздуха превратил зеленый кофе в жареный и все пошли пить чай. Очевидно, в библиотеку с грустящими азотными тараканами и булочками-электрончиками. Ух, ты… Что б мне в таком веселом институте работать. Попытка очень кратко передать атмосферу НИИЧАВО? Только НИИЧАВО уже ведь придумали.
17. РУСЛАБ. Концепция Сколково? Мне показалось, что на главном герое никак не отразилась его кома. И вообще, она так стремительно прошла. Все-таки мини рассказ не предназначен для таких «длинных сюжетов», они поневоле выходят скомканными.
18. СОЗДАНИЕ. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Мне кажется, желай ученый-изобретатель создать воинов, то в самую последнюю очередь он задумался о «гномах-скелетах» с наномечами в лапах… Это по меньшей мере, крайне нетехнологично.
19. УЧЕНЫЙ – НЕ ПЕНЕК МОЧЕНЫЙ. Мораль такая: не надо нам ученых, а надо самому взять молоток и вбить гвоздь в стену? Это грустно. За экскурс в историю слов спасибо. Еще мне «оппонент» вспомнился, который вовсе не критик, как это сейчас на защитах диссертаций, а человек, опахающий опахалом, от мух.
СПАСИБО ВСЕМ АВТОРАМ И УДАЧИ НА КОНКУРСЕ!!!
Доктор физико-математических наук
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
К настоящему моменту проголосовали:
1. irbis
2. Шалдорн Кардихат
3. Путешественник
4. Manul
5. Робин-Гут
6. Тафано
7. bez_imeni
8. Загадка
9. patr
10. Irena
11. kxmep
12. Roksana
13. Hynta
14. Миара
15. Плуг
16. Stasia
17. mainaS
ГОЛОСОВАТЬ МОГУТ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ.
1. irbis
2. Шалдорн Кардихат
3. Путешественник
4. Manul
5. Робин-Гут
6. Тафано
7. bez_imeni
8. Загадка
9. patr
10. Irena
11. kxmep
12. Roksana
13. Hynta
14. Миара
15. Плуг
16. Stasia
17. mainaS
ГОЛОСОВАТЬ МОГУТ ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ.
Доктор физико-математических наук
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ
Призовые места
1. Отрицательный результат (kxmep) 118 баллов
2. Рабочий день ученого (Путешественник) 64 балла
3. Провидец (Путешественник) 52 балла
4. Награда (Тафано) 48 баллов
5. Диспут (Irena) 42 балла
6. Худой Берды и Берды толстый (анонимно) 38 баллов
1. Катарсис (Шалдорн Кардихат) 3+3=6
2. Дети Мананнана (Шалдорн Кардихат) 1+1+1=3
3. Отрицательный результат (kxmep) 10+10+10+7+10+7+10+1+10+10+10+10+3+10 = 118
4. И время лишь рассудит, что есть свет (Сергей Манулов) 5+1+10+5+5 = 26
5. Награда (Тафано) 10+1+3+7+5+2+3+2+5+3+7 = 48
6. Звезды становятся ближе (bez_imeni) 5+3+2+2+1 = 13
7. Худой Берды и Берды толстый (анонимно) 7+3+3+5+10+2+1+5+2 = 38
8. Антон Степанович (patr) 7+2+2+1 = 12
9. Антигравитация (Робин-Гут) 3+2+1+3+5+5 = 19
10. Экскурсия (Загадка) 2+2+1+7 = 12
11. Госпожа Тофана, или манна Святого Николая Барийского (mainaS) 2+3+5+2+3+1 = 16
12. Место в пространстве (анонимно) 7+2+2+2+1+1+3 = 18
13. Братья по разуму (Плуг) 5+5+7=17
14. Диспут (Irena) 7+1+5+3+7+7+7+5 = 42
15. Провидец (Путешественник) 3+10+10+3+7+7+10+2 = 52
16. Рабочий день ученого (Путешественник) 1+5+7+7+5+5+3+7+10+5+7+2 = 64
17. РусЛаб (Плуг) 0
18. Создание (bez_imeni) 1+2=3
19. Учёный – не пенёк мочёный (Hynta) 1+10+1+3+10 = 25
Тафано
3
7
4
15
10
16
Маленькая Лошадка
1 место - № 3
2 место - № 13
3 место - № 9
4 место - № 12
5 место - № 16
6 место - № 8
mainaS
1 место – «Учёный – не пенёк мочёный»
2 место – «Рабочий день ученого»
3 место – «Антигравитация»
4 место – «Отрицательный результат»
5 место – «Провидец»
6 место – «Дети Мананнана»
элис
1 - 15
2 - 5
3 -13
4 -19
5 - 18
6 -11
Stasia
1 - 3. Отрицательный результат
2 - 15. Провидец
3 - 14. Диспут
4 - 9. Антигравитация
5 - 7. Худой Берды и Берды толстый
6 - 6. Звезды становятся ближе
Плуг
1 место 3. Отрицательный результат - 10 баллов
2 место 14. Диспут - 7 баллов
3 место 4. И время лишь рассудит, что есть свет - 5 баллов
4 место 5. Награда - 3 балла
5 место 8. Антон Степанович - 2 балла
6 место 12. Место в пространстве - 1 балл
Hynta
1 место №3 Отрицательный результат.
2 место №14 Диспут
3 место №5 Награда
4 место №1 Катарсис
5 место №6 Звёзды становятся ближе
6 место№9 Антигравитация.
Миара
1 место - № 3 Отрицательный результат
2 место - № 14. Диспут
3 место - № 16 Рабочий день ученого
4 место - № 11 Госпожа Тофана
5 место - № 5 Награда
6 место - № 2 Дети Мананнана
Roksana
1 место - 10 баллов – «Провидец»
2 место - 7 баллов – «Место в пространстве»
3 место - 5 баллов – «Рабочий день ученого»
4 место - 3 балла – «Худой Берды и Берды толстый»
5 место - 2 балла – «Госпожа Тофана, или манна Святого Николая Барийского»
6 место - 1 балл - «И время лишь рассудит, что есть свет»
kxmep
1. Награда
2. Рабочий день ученого
3. Звезды становятся ближе
4. Худой Берды и Берды толстый
5. Место в пространстве
6. Создание
Irena
№3 Отрицательный результат
№16. Рабочий день ученого
№7. Худой Берды и Берды толстый
№11. Госпожа Тофана
№12. Место в пространстве
№2 Дети Мананнана
patr
1 - №3 Отрицательный результат
2 - №14 Диспут
3 - №16 Рабочий день...
4 - №9 Анинравитация
5 - №12 Место в пространстве
6 - №19 Ученый не пенек...
Робин-Гут
1 место - №7 Худой Берды и Берды толстый -10 баллов
2 место - №3 Отрицательный результат -7 баллов
3 место - № 13 Братья по разуму -5 баллов
4 место - №1 Катарсис -3 балла
5 место - №10 Экскурсия -2 балла
6 место - №5 Награда1 балл
Манул
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -1е место
АНТОН СТЕПАНОВИЧ -2е
16. Рабочий день ученого -3е
Звезды становятся ближе -4е
АНТИГРАВИТАЦИ -5е
ЭКскурсия - 6е
Путешественник
1. Учёный – не пенёк мочёный -10 баллов
2. Отрицательный результат -7 баллов
3. Госпожа Тофана, или манна Святого Николая Барийского - 5 баллов
4. Награда – 3 балла
5. Худой Берды и Берды толстый – 2 балла
6. Диспут – 1 балл
Шалдорн Кардихат
1 - 15. Провидец
2 - 5. НАГРАДА
3 - 14. Диспут
4 - 16. Рабочий день ученого
5 - 11. ГОСПОЖА ТОФАНА, ИЛИ МАННА СВЯТОГО НИКОЛАЯ БАРИЙСКОГО
6 - 7
irbis
1 место = мини No.3 "Отрицательный результат";
2 место = мини No.16 "Рабочий день ученого";
3 место = мини No.5 "Награда";
4 место = мини No.14 "Дискуссия";
5 место = мини No.6 "Звезды становятся ближе";
6 место = мини No.19 "Ученый не пенек моченый";
7 место = мини No.15 "Провидец";
bez_imeni
4
10
7
15
5
12
Загадка
1 место - 16. Рабочий день ученого
2 место - 15. Провидец
3 место - 4. И время лишь рассудит, что есть свет
4 место - 5. Награда
5 место - 8. Антон Степанович
6 место - 3. Отрицательный результат
Призовые места
1. Отрицательный результат (kxmep) 118 баллов
2. Рабочий день ученого (Путешественник) 64 балла
3. Провидец (Путешественник) 52 балла
4. Награда (Тафано) 48 баллов
5. Диспут (Irena) 42 балла
6. Худой Берды и Берды толстый (анонимно) 38 баллов
1. Катарсис (Шалдорн Кардихат) 3+3=6
2. Дети Мананнана (Шалдорн Кардихат) 1+1+1=3
3. Отрицательный результат (kxmep) 10+10+10+7+10+7+10+1+10+10+10+10+3+10 = 118
4. И время лишь рассудит, что есть свет (Сергей Манулов) 5+1+10+5+5 = 26
5. Награда (Тафано) 10+1+3+7+5+2+3+2+5+3+7 = 48
6. Звезды становятся ближе (bez_imeni) 5+3+2+2+1 = 13
7. Худой Берды и Берды толстый (анонимно) 7+3+3+5+10+2+1+5+2 = 38
8. Антон Степанович (patr) 7+2+2+1 = 12
9. Антигравитация (Робин-Гут) 3+2+1+3+5+5 = 19
10. Экскурсия (Загадка) 2+2+1+7 = 12
11. Госпожа Тофана, или манна Святого Николая Барийского (mainaS) 2+3+5+2+3+1 = 16
12. Место в пространстве (анонимно) 7+2+2+2+1+1+3 = 18
13. Братья по разуму (Плуг) 5+5+7=17
14. Диспут (Irena) 7+1+5+3+7+7+7+5 = 42
15. Провидец (Путешественник) 3+10+10+3+7+7+10+2 = 52
16. Рабочий день ученого (Путешественник) 1+5+7+7+5+5+3+7+10+5+7+2 = 64
17. РусЛаб (Плуг) 0
18. Создание (bez_imeni) 1+2=3
19. Учёный – не пенёк мочёный (Hynta) 1+10+1+3+10 = 25
Тафано
3
7
4
15
10
16
Маленькая Лошадка
1 место - № 3
2 место - № 13
3 место - № 9
4 место - № 12
5 место - № 16
6 место - № 8
mainaS
1 место – «Учёный – не пенёк мочёный»
2 место – «Рабочий день ученого»
3 место – «Антигравитация»
4 место – «Отрицательный результат»
5 место – «Провидец»
6 место – «Дети Мананнана»
элис
1 - 15
2 - 5
3 -13
4 -19
5 - 18
6 -11
Stasia
1 - 3. Отрицательный результат
2 - 15. Провидец
3 - 14. Диспут
4 - 9. Антигравитация
5 - 7. Худой Берды и Берды толстый
6 - 6. Звезды становятся ближе
Плуг
1 место 3. Отрицательный результат - 10 баллов
2 место 14. Диспут - 7 баллов
3 место 4. И время лишь рассудит, что есть свет - 5 баллов
4 место 5. Награда - 3 балла
5 место 8. Антон Степанович - 2 балла
6 место 12. Место в пространстве - 1 балл
Hynta
1 место №3 Отрицательный результат.
2 место №14 Диспут
3 место №5 Награда
4 место №1 Катарсис
5 место №6 Звёзды становятся ближе
6 место№9 Антигравитация.
Миара
1 место - № 3 Отрицательный результат
2 место - № 14. Диспут
3 место - № 16 Рабочий день ученого
4 место - № 11 Госпожа Тофана
5 место - № 5 Награда
6 место - № 2 Дети Мананнана
Roksana
1 место - 10 баллов – «Провидец»
2 место - 7 баллов – «Место в пространстве»
3 место - 5 баллов – «Рабочий день ученого»
4 место - 3 балла – «Худой Берды и Берды толстый»
5 место - 2 балла – «Госпожа Тофана, или манна Святого Николая Барийского»
6 место - 1 балл - «И время лишь рассудит, что есть свет»
kxmep
1. Награда
2. Рабочий день ученого
3. Звезды становятся ближе
4. Худой Берды и Берды толстый
5. Место в пространстве
6. Создание
Irena
№3 Отрицательный результат
№16. Рабочий день ученого
№7. Худой Берды и Берды толстый
№11. Госпожа Тофана
№12. Место в пространстве
№2 Дети Мананнана
patr
1 - №3 Отрицательный результат
2 - №14 Диспут
3 - №16 Рабочий день...
4 - №9 Анинравитация
5 - №12 Место в пространстве
6 - №19 Ученый не пенек...
Робин-Гут
1 место - №7 Худой Берды и Берды толстый -10 баллов
2 место - №3 Отрицательный результат -7 баллов
3 место - № 13 Братья по разуму -5 баллов
4 место - №1 Катарсис -3 балла
5 место - №10 Экскурсия -2 балла
6 место - №5 Награда1 балл
Манул
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ -1е место
АНТОН СТЕПАНОВИЧ -2е
16. Рабочий день ученого -3е
Звезды становятся ближе -4е
АНТИГРАВИТАЦИ -5е
ЭКскурсия - 6е
Путешественник
1. Учёный – не пенёк мочёный -10 баллов
2. Отрицательный результат -7 баллов
3. Госпожа Тофана, или манна Святого Николая Барийского - 5 баллов
4. Награда – 3 балла
5. Худой Берды и Берды толстый – 2 балла
6. Диспут – 1 балл
Шалдорн Кардихат
1 - 15. Провидец
2 - 5. НАГРАДА
3 - 14. Диспут
4 - 16. Рабочий день ученого
5 - 11. ГОСПОЖА ТОФАНА, ИЛИ МАННА СВЯТОГО НИКОЛАЯ БАРИЙСКОГО
6 - 7
irbis
1 место = мини No.3 "Отрицательный результат";
2 место = мини No.16 "Рабочий день ученого";
3 место = мини No.5 "Награда";
4 место = мини No.14 "Дискуссия";
5 место = мини No.6 "Звезды становятся ближе";
6 место = мини No.19 "Ученый не пенек моченый";
7 место = мини No.15 "Провидец";
bez_imeni
4
10
7
15
5
12
Загадка
1 место - 16. Рабочий день ученого
2 место - 15. Провидец
3 место - 4. И время лишь рассудит, что есть свет
4 место - 5. Награда
5 место - 8. Антон Степанович
6 место - 3. Отрицательный результат
Доктор физико-математических наук
Re: Конкурс миниатюры "Ученые, как они есть"
Если ошиблась с подсчетами, ну, поправлюсь, потом. Если ошиблась, то не специально, а случайно.
Доктор физико-математических наук