Классическая литература
Модератор: Stasia
Камил! Эт точно!
Случай:
десятикласницы пришли ко мне в кабинет с просьбой посидеть за компом, скомпоновать музыку для дискотеки. Сидят, прослушивают, удаляют, оставляют. И тут я слышу песню Стинга "Shape of my heart" и воодушевленное:"Оставь, оставь! Классная песня!". И это среди сплошной клубной музыки ...
На мой удивленный вопрос, откуда вообще песня взялась и почему такой интерес, был ответ:"А под эту песню танцевали (тут называется очередной кумир) в шоу "Танцы со звёздами"...
Пример - великая вещь! Ещё Сухомлинский об этом говорил ...
Случай:
десятикласницы пришли ко мне в кабинет с просьбой посидеть за компом, скомпоновать музыку для дискотеки. Сидят, прослушивают, удаляют, оставляют. И тут я слышу песню Стинга "Shape of my heart" и воодушевленное:"Оставь, оставь! Классная песня!". И это среди сплошной клубной музыки ...
На мой удивленный вопрос, откуда вообще песня взялась и почему такой интерес, был ответ:"А под эту песню танцевали (тут называется очередной кумир) в шоу "Танцы со звёздами"...
Пример - великая вещь! Ещё Сухомлинский об этом говорил ...
tem:
1. Нет, учить чтению - это еще и учить понимать прочитанное.
2. Свое мнение у человека, если он не идиот, обычно есть. Хотя бы примитивное "интересно - неинтересно". И мне кажется, намного полезнее научить человека выражать это самое свое мнение и отстаивать его, чем, как это делается сейчас, требовать попугайского повторения мнения чужого.
Вот это уже - идиотизм
3. Да, в "аналитическом (литературоведческом) виде" - только в старших классах. Хотя, по-моему, и 8-9-й подойдут, но это не столь важно. Поначалу "пусть просто читают... причем списки для чтения сделать многовариантными" - совершенно верно, но где-то с середины школы можно потихонечку начинать обсуждения, чтобы к старшим классам были готовы к более серьезному анализу.
4. Список вопросов приблизительный. Не обязательно формулировать выводы - но хоть что-то сказать по прочитанному у каждого найдется.
Lenarex:
А для этого больше бы, может быть, подошел урок ... общей культуры, или не знаю, как назвать. В общем, изучение культуры страны.
1. Нет, учить чтению - это еще и учить понимать прочитанное.
2. Свое мнение у человека, если он не идиот, обычно есть. Хотя бы примитивное "интересно - неинтересно". И мне кажется, намного полезнее научить человека выражать это самое свое мнение и отстаивать его, чем, как это делается сейчас, требовать попугайского повторения мнения чужого.
в восьмом классе проходят Декамерон Бокаччо



3. Да, в "аналитическом (литературоведческом) виде" - только в старших классах. Хотя, по-моему, и 8-9-й подойдут, но это не столь важно. Поначалу "пусть просто читают... причем списки для чтения сделать многовариантными" - совершенно верно, но где-то с середины школы можно потихонечку начинать обсуждения, чтобы к старшим классам были готовы к более серьезному анализу.
4. Список вопросов приблизительный. Не обязательно формулировать выводы - но хоть что-то сказать по прочитанному у каждого найдется.
Lenarex:
А для этого больше бы, может быть, подошел урок ... общей культуры, или не знаю, как назвать. В общем, изучение культуры страны.
Lenarex,
Небольшой офф-топ по-поводу обязательности:
Мне преподавала литературу пожилая, но очень партийная дама.
Урок литературы. Вольное сочинение на тему "Освещение газетой "Правда" положения в стране". И на доске - цитаты, обязательные к употреблению. Я не шучу.
Это 1988- 89 год. Литературный класс.
А прививать культурную речь... Не знаю, пойдут ли на пользу такие насильные прививки обалдуям, если они сами того не захотят?
Я ничего хорошего от этих вливаний не получила. Наоборот.
По поводу обсуждений на уроках литературы ...
Это нужно. Это обязательно. Современные школьники в массе своей совершенно не умеют говорить, высказывать своё мнение, облекать мысли в слова. Даже если кое-какие мысли и появляются.
Небольшой офф-топ по-поводу обязательности:
Мне преподавала литературу пожилая, но очень партийная дама.
Урок литературы. Вольное сочинение на тему "Освещение газетой "Правда" положения в стране". И на доске - цитаты, обязательные к употреблению. Я не шучу.
Это 1988- 89 год. Литературный класс.
А прививать культурную речь... Не знаю, пойдут ли на пользу такие насильные прививки обалдуям, если они сами того не захотят?
Я ничего хорошего от этих вливаний не получила. Наоборот.
Насильное прививание чего бы то ни было вызывает отторжение, особенно в подростковом возрасте. А вот если хороший учитель сумеет создать такую атмосферу при обсуждении, чтобы захотелось высказаться поумнее, блеснуть и мыслью, и стилем речи (хотя бы на этом одном уроке)...
До такого даже у нас в застойные 70-е не доходили 
КошмарВольное сочинение на тему "Освещение газетой "Правда" положения в стране". И на доске - цитаты, обязательные к употреблению.


Ali писал(а):...классическая русская литература до сих пор меня в дрожь ввергает...
Вот вот! У меня та же история. Хоть и были всегда по литературе пятерки, и читал постоянно как зомби, но очень долго я потом учился любить классических авторов. Долго боролся с отвращением, которое испытывал при виде книги если вспоминал, что ее автора преподавали в школе.
Т.о., герой состоит из органов рудиментарного безрассудства и отваги, сконцентрированных в проксимальной части тела. И наконец, в центре расположен пуп!
- Camil
- Бой-кот
- Сообщения: 17706
- Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
- Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты
Чернышевский мне понравился. Не глупый человек. Для своего времени. У нас книга в обязательной программе была. Но кроме меня ее так никто и не прочел, кажется. А зря.. Я даже карандашиком пометки делал)) Жалко, сейчас не изучают. 

"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©
- Camil
- Бой-кот
- Сообщения: 17706
- Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
- Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты
Насколько я знаю - количество часов на литературу просто уменьшили.Irena писал(а):Должны ж были, наверное, что-то добавить на место Чернышевского?

"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©
Нет, у нас количество часов не сокращали. По-моему, наоборот надо было бы добавить... поскольку всунули в программу кучу новых авторов, не подумав, и практически не убрав старых. Поэтому в 11 классе на каждого автора (за ооочень редким исключением) приходилось по половинке урока, а то и меньше.
Правда, школу я в 95 заканчивала:) Пораньше Камила. Только-только начали появляться новые учебники по литературе и истории...
Правда, школу я в 95 заканчивала:) Пораньше Камила. Только-только начали появляться новые учебники по литературе и истории...
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©
Ali писал(а):Lenarex
Мне преподавала литературу пожилая, но очень партийная дама.
Урок литературы. Вольное сочинение на тему "Освещение газетой "Правда" положения в стране". И на доске - цитаты, обязательные к употреблению. Я не шучу.
Это 1988- 89 год. Литературный класс.
Да, вам страшно не повезло. Нам литературу также преподавала пожилая и очень партийная дама (дело было в НАЧАЛЕ 1980-х), но вот результат у нас был совершенно иной (кстати, за рекомендациями в комсомол мы все пошли к ней -- мы ее очень уважали). Наша учительница выглядела так, как в кино изображают "злобных училок", гнобящих детей: жуткий сарафан, прическа в виде башни. Но учительницей она была от Бога. На ее уроках мы были абсолютно свободны. Раз в две недели часть урока посвящалась так называемому Читательскому дневнику, на котором любой ученик мог представить любую прочитанную им книгу. Это могла быть классика (родная и зарубежная), это могло быть современное произведение, это мог быть детектив или фантастика -- все, что нам взбредет в голову. Первая книга, которую я представила классу, был Г.Гаррисон "Неукротимая планета". На другом уроке (тоже раз в две недели) часть урока посвящалась любым стихам, которые нам захочется прочесть. Мы это очень любили.
А вот в 9 классе у нас сменилась учительница. Она была молода, энергична, очень много говорила о педагогах-новаторах... Вот только на ее уроках шаг в сторону приравнивался к побегу. Вскоре мы убедились, что выражаться свое мнение очень опасно, но тот, кто уже вкусил от свободы, добровольно от нее не откажется. А так как мы уже умели обосновывать наше мнение, полагаю, новая учительница ощущала себя на вулкане. Во всяком случае, когда она однажды поставила 3 ученику за критику в адрес Достоевского и начала кричать "Он гений, а ты кто?!", он совершенно спокойно ответил "Я человек". И она ничего не смогла возразить. Крик закончился.
Ничто на свете не может нас вышибить из седла!