Литературный вопрос в школе

Обсуждение, мнения о прочитанном.

Модератор: Stasia

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 25 дек 2009, 11:08

Camil писал(а):Произведения в школьную программу отбираются по определенным критериям "мэтровости". Т.е., как раз радикально изменившие курс литературы.

Так и не совсем так... Акадэмики отбирают литературу исходя, кроме всего прочего, из коньюнктуры сегодняшнего дня. В советские годы в программе был Чернышевский, сейчас - Солженицын.
Camil писал(а):Учитель литературы не имеет права ненавидеть Толстого.

имеют, но тихо)))В идеале, конечно, не навязывать бы вообще никакого мнения - пусть ученик сам увидит то, что увидит. Но ведь как у нас в школах? Вся эта классика сложна для восприятия подавляющего большинства подростков - и они там ничего не видят. Вот и вкладывается учителем хоть то, что уже увидено кем-то из акадэмиков))) или критиков - тоже ведь неглупые люди были. По принципу - лучше пусть чужое, чем вообще ничего)))
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 25 дек 2009, 18:56

И учителя литературы проталкивают не свое мнение, а акадэмиковское.
Совершенно верно - но мне кажется неправильным сам принцип проталкивания чьего бы то ни было "единственно верного" мнения - хотя бы в отношении литературы.
Вся эта классика сложна для восприятия подавляющего большинства подростков - и они там ничего не видят.
Ну хоть бы пытались, хоть что-нибудь - но сами... Только для этого надо коренным образом менять преподавание литературы... возвращаемся на круги своя, это нереально :(
А про революционные идеи, так у того же Чернышевского из советской школьной программы разве не были революционные идеи?
У Чернышевского - были. А у других - выискивали то, что могло сойти за таковые, и именно на этом делали акцент. Скажем, у Блока изучали "Двенадцать". И практически ничего больше. Но разве Блок - это "Двенадцать"??? Говорят, он отказывался читать ее на концертах и на вопросы о ней говорил: "Бес попутал"...
И если на то пошло: ну какой Чернышевский ПИСАТЕЛЬ? "Что делать?" - чистой воды публицистика, замаскированная под роман. Не худ. литература ни разу. Да и Солженицын куда более велик как публицист, а не как беллетрист, имхо.
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

nexus_6
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 28 мар 2010, 16:11

Сообщение nexus_6 » 01 май 2010, 23:03

А вот что меня просто бесит в программе литературы, так это рассказ Тургенева "Муму", впихнутый в учебник для четвертого\пятого класса. Какой идиот это придумал? Рассказ сам по себе невероятно тяжел морально. Я до сих пор помню как Герасим кормил Муму перед смертью борщом. Честно говоря, сам борщ я после прочтения рассказа не могла есть года четыре. А Тургенева как писателя вообще ненавижу.
Это преступление, начинать знакомить с русской литературой с этого рассказа! Просто психологически ребенок ассоциирует классику с тяжкими моральными переживаниями и отталкивает ее от себя. Вот посмотрите - у нас больше всего окололитературных анекдотов именно про Муму с Герасимом. С одной стороны это свидетельствует о том, что чтение русской классики начинается с "Муму" и ей же и заканчивается. А с другой стороны - это признак психологической травмы, полученной каждым россиянином в детстве. И попытка избавиться от переживаний через смех.

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 01 май 2010, 23:32

Совсем недавно в другой теме был разговор о детской литературе и о насилии. Вот и пример: если бы просто так какой-то придурок утопил собачку - скорее всего, рассказ ни в коем случае не разрешили бы для детского чтения, ибо он травмирует детскую психику. Но тут якобы показаны "ужасы крепостничества" - поэтому не только можно, но даже обязательно. А как же травмирование психики? Ребенку-то десятилетнему все эти "ужасы крепостничества" - абсолютная абстракция, он не видит самодурства барыни, он видит, что мужик взял и утопил любимую собаку. :( И думает: если он после этого от барыни ушел - ну зачем было собаку топить?!
Я уж молчу про "Тараса Бульбу" - которого нам давали сильно урезанным, но там всё равно немало оставалось...
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 02 май 2010, 19:32

Дети от природы животные. И надо их знакомить с насилием и смертью заочно и с умом. А узнать они все равно узнают, как и про секс. Только лучше от родителей, чем преувеличенное вранье от кентов.
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 02 май 2010, 21:00

Возможно - но я не уверена, что обязательное прочтение в младших классах "Муму" или "Тараса Бульбы" называется "с умом".
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Аватара пользователя
Лисица
Сообщения: 7640
Зарегистрирован: 13 сен 2006, 13:01

Сообщение Лисица » 02 май 2010, 21:12

И надо их знакомить с насилием и смертью заочно и с умом

Надо, но в свое время.
До многих книг надо дорасти. Отбивает же охоту к чтению именно несвоевременное прочтение некоторых классиков. Детей вообще лучше для начала знакомить с более современной литературой, -она будет легче для восприятия.
До Достоевского, например, однозначно надо дорасти
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 02 май 2010, 21:28

Лисица писал(а):До Достоевского, например, однозначно надо дорасти
Преступление-наказание нормально, ИМО.
Муму и всякие послебалы только дают стране новых Кардихатов, уверенных, что до революции жизни не было. И потом оно не лечится.
Возможно - но я не уверена, что обязательное прочтение в младших классах "Муму" или "Тараса Бульбы" называется "с умом".
Я сегодня во время семейного обеда пытался выбрать по телевизору не истории про убийства на НТВ. Но большинством голосов меня заставили смотреть, как тетка заказала изрезать более удачливую соперницу, и ей за это ничего не было. 14:00. Бон аппети.
А вы говорите Муму...
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Лисица
Сообщения: 7640
Зарегистрирован: 13 сен 2006, 13:01

Сообщение Лисица » 02 май 2010, 21:39

Преступление-наказание нормально, ИМО.

В качестве детектива. Одна из нелюбимх моих книг, так что я необъективна
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 02 май 2010, 21:50

Лисица писал(а):
Преступление-наказание нормально, ИМО.

В качестве детектива. Одна из нелюбимх моих книг, так что я необъективна
В качестве детектива - отстой редкий, над чем здоровски постебался Акунин.
Книга практически идеальная. Автор знал, чего хотел сказать, и сказал. Из объективных причин получаются закономерные следствия. В книжке морализаторства даже нету, к чему обычно можно прицепиться. Наезжать на "ПиН" так же глупо, как на "Илиаду": ах Моська, знать, она сильна, что лает на слона ;)
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Лисица
Сообщения: 7640
Зарегистрирован: 13 сен 2006, 13:01

Сообщение Лисица » 02 май 2010, 21:57

Каанееешн, неприкосновенные великие авторы.
Мне твой ПиН скучным до зевоты показался. И банальным. Вот и не понравился. Я поклонница Братьев Карамазовых. Некоторые куски могу почти на память цитировать.
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 02 май 2010, 22:02

Лисица писал(а):Каанееешн, неприкосновенные великие авторы.
Мне твой ПиН скучным до зевоты показался. И банальным. Вот и не понравился.
Он не мой, он достоевсковский. Банальный - это типа уже что-то такое где-то было? Примерчик можно?
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Лисица
Сообщения: 7640
Зарегистрирован: 13 сен 2006, 13:01

Сообщение Лисица » 02 май 2010, 22:05

Банальным общий сюжет. Сонечка эта , студент... дочитывала по диагонали. Худшее у Достоевского, имо
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 02 май 2010, 22:10

Но большинством голосов меня заставили смотреть, как тетка заказала изрезать более удачливую соперницу, и ей за это ничего не было.
Вы взрослый. И Вы могли плюнуть и выключить ТВ, Вам не предстояло назавтра в классе отвечать, как эта тетка является зеркалом чего-то там.
Мне ПиН в школьные годы понравилось, и очень. После этого какое-то время Достоевский ходил среди любимых писателей. Но недавно перечитала - и поняла, что, скорее всего, половины тогда не понимала :(
Нам тогда, как у меня в памяти отложилось, вообще подавали Раскольникова как борца с. :x
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Аватара пользователя
Camil
Бой-кот
Сообщения: 17706
Зарегистрирован: 11 сен 2006, 15:11
Откуда: город креста, ветра, тумана и блинов с лопаты

Сообщение Camil » 02 май 2010, 22:19

Irena писал(а):Вы взрослый. И Вы могли плюнуть и выключить ТВ, Вам не предстояло назавтра в классе отвечать, как эта тетка является зеркалом чего-то там.
Это в школе я мог плюнуть и не читать Каренину)) А вот телевизор не в моей юрисдикции)))
Кстати, чего эпохальный закон о самоокупаемости школ не обсуждают? :shock:
«Бесплатными останутся пять предметов: Математика, 2 часа в неделю; Русский язык, 2 часа в неделю; Физкультура, 3 часа в неделю; Иностранный язык, 3 часа в неделю; Религиозное воспитание, 3 часа в неделю». ;)
"Зачем вам Европа, русские? Трудно найти более самодостаточный народ чем вы. Это Европа нуждается в вас, но не вы в ней. Вас так много – целых три страны, а единства нет! У вас есть все своё: много земли, энергия, топливо, вода, наука, промышленность, культура." ©

Аватара пользователя
Лисица
Сообщения: 7640
Зарегистрирован: 13 сен 2006, 13:01

Сообщение Лисица » 02 май 2010, 22:26

Это в школе я мог плюнуть и не читать Каренину

Я плюнула. Не читала :)
Только критику просмотрела. Желания читать эту лав стори не возникло.
Я вас всех люблю. Просто некоторых не сейчас ©

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 02 май 2010, 23:13

Камил, но хотя бы отойти от ТВ Вы можете? Или хотя бы после просмотра плюнуть, а не думать мучительно, что бы такое умное на два листа написать :(

"Каренину" мы не проходили. Я ее читала - но не дочитала. :oops: Тошно мне стало от этой дуры :( , а чем дело кончилось - и так все знают.
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Аватара пользователя
Stasia
Тень-на-песке
Сообщения: 15486
Зарегистрирован: 07 сен 2007, 22:30

Сообщение Stasia » 03 май 2010, 00:32

*усмехаясь* аналогично. Ни в 10 классе, ни в инсте, когда в принципе всю классику перечитывала, "АК" я так и не осилила. Или осилила в инсте, но как-то не так осилила, видно... для галочки :roll:

"ПиН" в школе был одной из любимых вообще-то. Лучше - тока "Идиот" пошел.

А чем тебя, Кам, "После бала" не устроил? Классный рассказец, вовсе он не про угенетение одних другими, а вполне себе психологичная историйка о том, что в разных обстоятельствах и человек не то, что по-разному себя ведет, но более того - раскрывается совершенно с другой стороны.
И везде искренен вроде.
И вроде правильно поступает вполне себе.
Но как-то воспринимается... неадекватно со стороны.
Потому что уж больно разные мы все, стоит копнуть.
А вовсе не бело-пушистые. Или черно-когтистые. И даже не черно-белые 8)
я не ржу, я радуюсь, что стася натурально очень красивая женщина (с) калиф-на-2-ч.

Аватара пользователя
Мороз
Сообщения: 1185
Зарегистрирован: 04 июн 2005, 00:28

Сообщение Мороз » 03 май 2010, 01:14

ПиН обожаю. Хотя, как верно высказался Камил, "В качестве детектива - отстой редкий". Зато на мысли хорошо наводит.

Муму в свое время вызвало недоумение. Негатива к борщу не испытываю.

Собственно, я обычно не к самим книгам в школе неприязнь ощущал, а к тому, как они подаются и какое надо иметь "собственное мнение" по их поводу. А главное - ненавистная формулировка "автор хотел сказать...". Откуда знать-то, что он возможно хотел сказать, если нет никаких письменных источников от него, а опираться приходится только на исторический контекст? Да и вообще, какое имеет значение, что действительно хотел сказать автор? Главное - как написанное воспринимают. Ярчайший пример - Дон Кихот. Мысль, вложенная автором, кардинально отличается от современного восприятия. И что - кого-то особо волнует эта мысль? Так почему же и произведения русских писателей нельзя оценивать с позиции личного восприятия, а не некой гипотетическое изначальной мысли? Да, и раздражает аксиома "автор всегда прав". Если, скажем, Горький позиционирует Челкаша как положительного персонажа, то почему и я обязан считать его таковым? Почему аргументация не имеет значения, так как ответ "неправильный"?
The medium is the message(c)Marshall McLuhan

Аватара пользователя
Irena
Кошка. Просто кошка
Сообщения: 17369
Зарегистрирован: 25 янв 2007, 05:40

Сообщение Irena » 03 май 2010, 02:06

Поэтому хороший учитель (каковые, увы, встречаются нечасто) ставит высокую оценку не за пересказ изложенного в учебнике, а за умелую аргументацию собственного мнения и за факт того, что человек вообще прочитал и думал над прочитанным. Иначе вообще-то смысла в изучении литературы никакого.
Если кто куда пошел -
он пошел кормить кота.
Если не кормить кота -
то зачем вообще идти?

Ответить

Вернуться в «Мировая классика»